Доходы от налогообложения нефтегазовой отрасли составляют более половины поступлений в бюджеты многих стран-производителей нефти и газа. Поэтому неудивительно, что рост цен на нефть, наблюдавшийся в последние десятилетия, укрепил многих политиков в убеждении, что нефтяные компании должны приносить странам, в которых они осуществляют проекты, больший доход, платя более высокие налоги. Как следствие, в последние годы системы налогообложения большинства стран претерпели изменения либо в форме повышения налоговых ставок, а также сокращения налоговых и амортизационных льгот. Кроме того, правительства некоторых стран ввели налог на сверхдоходы в периоды, когда цены на сырую нефть превышают определенный порог.
В целях минимизации рисков, связанных с финансово-налоговыми режимами, для нефтегазовых компаний и инвесторов полезным представляется установление диалога с профильными министерствами, который откроют путь к взаимовыгодному партнерству. Только совместная работа партнеров позволяет ставить общие цели и принимать законы, приемлемые для обеих сторон. Только такой диалог позволит донести до чиновников и политиков реальное состояние дел в отрасли добычи и инвестиций, уровня и влияния государственных изъятий на экономику отрасли.
Алексей Кондрашов, партнер компании «Эрнст энд Янг», руководитель международной практики налоговых услуг для компаний нефтегазовой отрасли, отмечает: «По результатам обзора можно сделать вывод о том, что в конечном итоге компании должны сами принимать решение о внедрении инициатив по стимулированию действий своих государств по урегулированию возникших проблем в области налоговой политики».
По материалам исследования «Эрнст энд Янг» «Глобальный обзор налоговых режимов в нефтегазовой отрасли за 2009 год».