Трубопровод эксплуатируется российской компанией «Запад-Транснефтепродукт», дочерней компании «Транснефтепродукт». Ежегодный объем транзита по перекрытому трубопроводу составлял около 10 млн. тонн нефтепродуктов.
"Техническое состояние российской трубопроводной системы, основная часть которой была построена еще при Советском Союзе, оставляет желать лучшего, — комментирует директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. — Срок эксплуатации многих используемых трубопроводов уже приближается к верхней границе. Аварии на трубопроводах, связанные с их техническим состоянием, происходя регулярно.
Таким образом, причины приостановки работы трубопровода, приведенные Белоруссией, выглядят вполне правдоподобными. Стоит отметить, что Россия и сама перекрывала трубопроводы в связи с их неудовлетворительным техническим состоянием. Так в 2006 году прекратились поставки на литовский НПЗ Mazeikiu Nafta, причиной стала авария на участке экспортного трубопровода. В 2007 году Россия признала ремонт этого участка трубы нецелесообразным".
Скорее всего, белорусский участок нефтепродуктопровода в Латвию действительно нуждается в ремонте. Однако, средства, выделяемые российскими компаниями на поддержание трубопроводной системы в рабочем состоянии – 120-130 млн. долларов ежегодно, и планы проведения ремонтных работ, позволяют предположить, что о проблемах белорусского участка было известно. Кроме того, белорусская сторона сообщила, что часть выявленных дефектов трубы российская компания устранила.
Скорее всего, оставшиеся дефекты не угрожают работе трубопровода, однако, учитывая напряженность, которая в последнее время возникла в отношения Москвы и Минска, Белоруссия, видимо, пошла на принцип, считает аналитик. России, судя по всему, чтобы избежать подобных проблем, стоит выделять больше средств на ремонт и обслуживание, прежде всего, тех участков трубопроводов, которые проходят по территории сопредельных государств.