Источник фото: Вероника Белецкая
Интересное

Михаил Гребенников: творческий подход к работе гарантирует успех

20:00 / 23.01.19
4734
Мы в социальных сетях:

Три недели с момента ухода на пенсию с крупного руководящего поста…что можно успеть сделать за это время, о чем подумать, как оценить прошлый опыт. Об этом и не только журналист портала Tomsk.ru побеседовала с известным банкиром в Томской области. Гостем редакции стал бывший управляющий Томским отделением Сбербанка Михаил Гребенников.  

Михаил Гребенников: творческий подход к работе гарантирует успех

Михаил Львович, какие эмоции вы испытали на пенсии? Была ли мысль, что жизнь только начинается?

— Главное, нет «напряга», что ты должен бежать куда-то. Никто тебе не ставит задачи.

А есть те, кто не могут без «напряга» жить.

— Я тоже переживал. Но я понимаю, что нельзя всю жизнь быть лошадью, которая тащит телегу. Тогда смысл жизни теряется. Если человек только работал, работал, работал — и жизнь там заканчивается. Самореализация нужна не только в работе. Цель работы — жить, а не наоборот.

А Томская область подходит для того, чтобы жить на пенсии?

— Мы много чего не ценим в регионе. У нас минимум природных катаклизмов. Экология в Томской области гораздо лучше, даже по сравнению с соседними Кузбассом и Красноярским краем. Потребность в чистом воздухе все равно у людей остается. Можно жить в Москве, но понимать, что ты живешь в экологически тяжелом регионе. Конечно, каждому свое. Но в возрасте резко менять климат — не вариант. Организм же адаптируется под любую ситуацию. Когда ты уезжаешь в 20-30 лет на юг — это одна ситуация. При переезде в 60-70 лет уже много плохих примеров. В этом возрасте уже пять раз подумаешь, надо ли срываться.

Вы как-то неожиданно для всех ушли с руководящего поста.

— Я специально не стал поднимать информационный шум. Это сыграло бы и против работы. Когда руководитель организации уходит, то контакты с подчиненными становятся формальными. Люди ждут, а кто придет на это место. Была задача доработать до Нового года, не волнуя коллектив и партнеров. Я понимал, что банк не развалится. Я же не ключевой акционер Сбербанка и не определяю его политику. Коллектив со мной столько лет работал, я надеюсь, что мне удалось привить правильное понимание ценности клиентов, качественное обслуживание, добросовестное отношение к своей работе. Думаю, проблем не будет. Новый руководитель, конечно, внесет изменения. Но это все люди из единой корпоративной культуры. Надеюсь, что сотрудники будут понимать, что достигнутое надо развивать дальше. Прощаясь, я говорил, что после меня должно быть продолжение.  Клиенты же все сравнивают и оценивают. Банк— либо развивается, либо нет.  Если ты моложе, у тебя появляется шанс доказать, что ты можешь работать самостоятельно. Коллектив отличный, мне повезло, в нем не должно произойти эффекта самораспада.

Михаил Гребенников: творческий подход к работе гарантирует успех

С какой возрастной категорией в коллективе вам удобнее было работать? С молодежью или 40-летними сотрудниками?

— Да со всеми. Молодежи было очень много. Средний возраст сотрудников Томского отделения — 34 года. В коллективе ценится связь поколений, а для этого работники должны быть разного возраста. Многие думаю, что надо набрать исключительно молодых. Они могут так рвануть. Да, могут, так рвануть, что потом осколков не соберешь. Так бы у нас были все организации одноразовые. Набрали персонал, они 3-5 лет отработали, встали — ушли. Когда я пришел в октябре 2005 года, территориальное подразделение банка было убыточным. Я был один, без команды: не было помощников, замов. Был коллектив, с которым начал работать, и до сих пор большинство из коллег работают. Если в руководстве все правильно построено, то любой коллектив способен добиваться результата.

Последнее время всех коснулась цифровизация. Что было сложнее всего освоить сотрудникам банка?

— Наше отделение старалось работать креативно. Мы первыми в России в структуре Сбербанка выдвинули предложение объединить все отделения по области в одно, и мы это сделали в 2009 году. И потом Сбербанк только 2 года опыт наш изучал. Мы создали внутреннюю кредитную фабрику. Сейчас все кредиты выдаются в электронном виде. У нас такой возможности не было. Но мы создали группу из 5 сотрудников, и в течение одного дня принимали решения по всем заявкам по Томской области. В свое время начали делать упор на платежи. Сначала была волна возмущений населения, когда отправляли людей платить через банкоматы и терминалы. Но был период, когда мы были лидерами в Сбербанке по удаленным каналам обслуживания. И я, и мои коллеги понимали, что это — будущее. Это неизбежно. Технологии идут в том направлении, что клиенты стандартные операции будут производить сами.

Клиенты среднего уровня к нам ходят редко, они все делают онлайн. Раз в три года меняют карточки. Сейчас пойдет биометрия, не надо будет запоминать даже пароли. Меня новации не пугали никогда. Я инженер по образованию. А оно учит логическому мышлению. Мы первыми в Сбербанке убрали остекление барьеров, решетки на окнах, стали обслуживать клиентов сидя, когда и клиент сидит и оператор. В любой организации, даже такой регламентированной как Сбербанк, есть место творческому подходу. Во главе любой компании стоит клиент. Если ты на него ориентирован, ты чего-нибудь обязательно добьешься. Нам завидую коллеги, что у нас хорошая доля на рынке коммунальных платежей. Это была наша инициатива. Я узнал про биллинговые программы, нашел, где они есть. Территориальный банк, спасибо ему, поддержал. Поставили сервер. А потом и весь Сбербанк перешел на эту программу.

Вот это творческое чутье, как оно рождалось? Может, из заграничного опыта, когда вы ездили по миру и обращали внимание на новые технологии?

— Я за границей всегда обращал внимание на клиентоориентированность. Та же идея с оборудование остановочных комплексов пришла мне в голову, когда я в Турции увидел передвижные банкоматы. Нам пришлось много сил положить на работу с администрацией города, мы выбрали востребованные места. Решили вопрос с партнерами, которые убирают остановки и следят за чистотой и безопасностью. Важен даже социальный эффект: люди там могут погреться, заплатить за коммунальные услуги, внести платеж по кредиту, снять наличные деньги. То есть приблизили к клиенту обслуживание.  И мы подтвердили слоган: Сбербанк — всегда рядом. Мы сделали так, чтобы Сбербанк было везде видно, нас не надо искать через 2ГИС. А в других городах этот проект заглох.

В Англии я взял на вооружению идею бескассового обслуживания.  В Томске уже два таких филиала. Там нет касс, нет жалоб. Тебя обслужат, но только через карту. Работа идет через автоматизированное устройство. Это тоже, думаю, завтрашний день всех банков. Почему? Да потому что кассир всегда очень сильно рискует, утомляется, но все ошибки за его счет. Передаем эту функцию машине и снимаем нагрузку с этих людей. Уходит соблазн и у криминальных элементов, раз в отделении нет наличных денег в прямом доступе. И стереотипы рушим, особенно, о пожилых людях.  Я сам пришел в банковскую среду в 40 лет. Но я же смог овладеть профессией, знаниями. И в стране у нас сейчас «новые» бабушки и дедушки. Больше половины пенсионеров региона у нас уже получают пенсию на банковские карточки. Они понимают, что  и как делать с банкоматом, кто захотел — научились работать и в Сбербанк-онлайн. Но есть и та категория населения, которой необходимо все делать через персонал, они могут приехать в филиал банка.  Россия вообще лидер в развитии банковских технологиях. Есть инновационные банки, но они не так массово внедряют электронные новшества. Здесь с нами может сравниться только Китай.

Михаил Гребенников: творческий подход к работе гарантирует успех

Финансовая грамотность населения в последнее время совершила скачок, вы так считаете? Что удается менять, а  в чем до сих пор провал?

— Изменения есть. Во-первых. Еще 5 лет назад народ брал кредиты на всех углах, ни о чем не думая. Сколько дадут, столько и брали. Сегодня большая часть населения поняла, что нужно платить. Если ты не заплатил, ты потом ничего взять не можешь. Если ты отказался платить по ипотеке, то ты потерял квартиру, такие случаи у нас были. Людей выселяли, квартиры продавали. Через боль, но пришло понимание, что деньги не могут быть безвозвратными. Во-вторых, люди все больше начинают пользоваться инструментами инвестирования в себя. В-третьих, иначе относятся к страхованию, понимают, что это им надо, что в случае чего страховка покроет расходы. Люди теперь понимают, что надо управлять деньгами, а не просто — положил на вклад — снял.  Я всегда говорил, лучший заемщик — он же вкладчик. Если у вас на счету лежать деньги — вам можно дать кредит. Потому что у вас есть так называемое понятие мгновенной ликвидности. Вы платите по кредиту, но у вас есть «заначка» в том же банке. Это осознание постепенно приходит. Плюс большую работу проводит администрация области, постоянно популяризируя вопросы финансовой грамотности. В Томске высокая платежная дисциплина не только физлиц, но и юрлиц. Мы можем гордиться тем, что томичи более ответственно подходят к взятию на себя разного рода обязательств и правильно управляют своими личными финансами, чтобы не допускать дефолтов.

Какая банковская услуга наиболее распространена у томичей и отличает нас среди остальных сибиряков?

— Удаленные каналы обслуживания, наверное. Всех всегда удивляло, как у нас более 70% обязательных платежей люди платят без участия сотрудников банка. В это многие не верили, также как и в то, что я смогу задержаться на посту руководителя. Когда я ехал работать в Томск, люди заключали пари — сбегу я через месяц или через год. Никто не верил, что у меня что-нибудь получится. В Томске я смог раскрыть свой потенциал и мне повезло с командой. Коллектив становится семьей, в этом плане я не пожалел ни одного дня. Меня часто провожали, говорили, что уеду. Всегда отвечал, что уеду только на пенсии.

Обещали уехать на пенсии, но пока не торопитесь покидать Томск. Какие планы на ближайший год?

— Ни в  политику, ни в депутаты не метил. Сейчас занимаюсь самим собой. Человек же не должен жить так — с одного кабинета вышел — в другой забежал быстрее. Нужно передохнуть, посмотреть по сторонам и подумать, чем заняться.

— Вы активный пользователь в социальных сетях. Это дань моде, потребность в информации или этого требовал руководящий статус?

— Начинал я это как руководитель, чтобы показать пример своей активности сотрудникам. Каждый из нас лично двигал бренд банка. Я тогда зарегистрировался на Facebook. Личных мнений особо не высказываю, но стараюсь, чтобы читали. Страх во всех крупных компаниях просто укоренен. Люди боятся, что их накажут за высказанное мнение. Я его всегда умел доносить до руководства, считал, что это помогает решать многие проблемы. Так, в частности, была решена анекдотичная ситуация внутри банка. От клиентов-зарплатников мы не требовали справки о зарплате для выдачи кредита, а своих сотрудников заставляли их предоставлять. Поднял вопрос — и попрощались с этим анахронизмом. Очень хочу дать совет молодежи. Мне нравятся слова Суворова: «Смелость города берет». А если ты всего боишься — ты не станешь руководителем. Ты не сможешь принимать решения и брать на себя ответственность.

Михаил Гребенников: творческий подход к работе гарантирует успех

Светлана Нифонтова