Наши почтовые ящики буквально ломятся от различных предложений, начиная с увеличения размера груди, заканчивая советами по налоговому планированию в кризис, а поисковые машины порой по безобидному запросу выдают море коммерческих объявлений, вместо «релевантного» результата.
«Непроходимость» и «пропадание» писем давно уже стали печальной реальностью. Дело в том, что при прохождении через разноплановые системы спам-фильтров письма попросту теряются. Этим обычно грешат различные «корпоративные почты», администраторы которых в целях собственного спокойствия попросту «убивают» всю почту, которая кажется им подозрительной. Уже известны печальные казусы, когда сотрудники компаний вынуждены использовать e-mail аккаунты на различных бесплатных сервисах для деловой корреспонденции, так как их корпоративный адрес попал в «черный список».
Печально, что это может произойти по вине единственного пользователя компании, который допустил заражение своего компьютера вирусом, чем невольно загнал всю компанию в жестокий «игнор». Любопытно, что могут пройти месяцы, прежде чем администраторы догадаются, что почтовые адреса компании давно закрыты для крупного сегмента интернета.
История СПАМ
В любом случае, чтобы разобраться в проблеме, необходим легкий экскурс в историю.
СПАМ – это современный компьютерный жаргон и расшифровывается как SPiced hAM, ветчина с перцем (перченая ветчина). Это слово придумано и зарезервировано корпорацией Hormel, у которой в 1930-е годы скопилось гигантское количество неликвидного и слегка подтухшего мяса.
В 1937 году корпорация начала настырную кампанию по сбыту ветчины из этого мяса. Сама ветчина представляла собой розоватый прессованный фарш в жестяных банках, которую возможно многие помнят по «эпохе застоя».
Маркетинговая кампания не удалась, американцы не купили ветчину, зато Хормелю удалось за взятку продать это малосъедобное изобретение военному ведомству и флоту, которые в свою очередь отдали продукт дружественным странам по ленд-лизу. Так родился первый спам.
Вторая волна возникла в США после 1995 года, когда Интернет стал доступен «людям с улицы», а не только студентам и профессорам. Первые «письма счастья» повествовали о судьбе бедного Дэвида Родса, который разорился и стал бедняком думающем о самоубийстве. Однако стал жить в своем особняке, зарабатывая деньги, отсылая письмо «MAKE MONEY FAST» (делай деньги быстро) очередным знакомым, которые в свою очередь рассылают эти письма своим знакомым, на чем Дэвид Родс зарабатывает очередные сто тысяч долларов.
После трогательного рассказа о судьбе Дэвида Родса следовали инструкции: разослать один доллар каждому из десяти получателей из списка адресов, приложенных к письму, потом убрать первую фамилию в этом списке, добавить свою в конец, и опубликовать письмо в Интернете, разослав его по электронной почте и поместив в конференции. Приблизительно так родился первый электронный спам.
Подробнейшую оду о спаме и его истории написал Михаил Вербицкий, куда я отсылаю детально интересующихся данной проблемой, очень неплоха и статья в Википедии.
Приблизительно к 95-96 годам и относится начало борьбы человечества со спамерами, и спамеров с человечеством. С тех пор эта борьба идет с поистине переменным успехом. Вечная история борьбы «снаряда и брони».
Польша — спамер номер 2
На настоящем этапе борьба спамеров с человечеством сосредоточилась на двух основных направлениях, это электронная почта и результаты выдачи поисковых машин. Спамом в форумах и ICQ-образных мессенджерах можно пренебречь в силу его незначительности и на фоне беды властвующей в предыдущих ипостасях.
Конечно, главная беда подстерегла пользователей в столь удобной и привычной для нас электронной почте. По статистике Лаборатории Касперского средняя доля спама в 2009 году составила не менее 86%.
В августе 2009 года наблюдались серьезные изменения в рейтинге стран — источников спама. Первое место заняла Бразилия (11,8%), что обусловлено не столько ростом объемов спама, распространяемого из этой страны (они увеличились всего на 3,3%) сколько тем, что значительно уменьшилась доля США (-21,33% по сравнению с июлем). Второе место в рейтинге заняла Польша, — 8% мирового спама (+ 5,5% по сравнению с июльским показателем). Пятерку замыкают три азиатские страны: Вьетнам (6,83%), Индия (6,55%) и Корея (5,52%), «улучшившие» свои результаты по рассылке спама и вытеснившие из пятерки Китай и Россию. Доля России в рейтинге стран-источников спама уменьшилась на 1%, что обусловило ее перемещение на седьмое место.
Видимо власти США вступили в очередной виток борьбы с мировым спамерством, либо это последствия сокращения общего объема провайдерского рынка Америки с «легкодоступными» для спамеров провайдерами.
Тематика современного почтового спама
1.\tОбразование — 14,29%
2.\tМедикаменты; товары/услуги для здоровья — 13,77%
3.\tРеплики элитных товаров — 10,38%
4.\tРеклама спамерских услуг — 9,89%
5.\tОтдых и путешествия — 8,96
Важно отметить также рост тематики «Компьютерное мошенничество», не вошедшей в пятерку. По сравнению с прошлым месяцем доля мошеннических писем в спаме выросла почти в два раза и в августе составила 7,5%
Любопытно и постоянное снижение в спаме рекламы порно ресурсов и подобным им, консолидированные усилия правительств всех стран, похоже, начали приносить нешуточный успех в этой области.
Например, в августе спамеры находчиво использовали имя безвременно скончавшегося короля поп-музыки Майкла Джексона не только для распространения вирусов. Кликнув, например, на фотографию кумира, полученную в письме с заголовком «Michael Jackson dead? NO!!!» («Майкл Джексон мертв? НЕТ!!!») пользователь оказывался на странице с рекламой виагры.
Спам в результатах выдачи поисковых машин
Здесь чаша весов борьбы спамеров и поисковых машин к 2009 году стала уверенно склоняться в сторону последних, так как вредная поисковая оптимизация сайтов (SEO) в результатах выдачи поисковиков стала играть более безобидную роль.
По сути, первые оптимизаторы были обыкновенные «дикие спамеры», которые забивали результаты выдачи поисковых машин «проплаченными» сайтами, то есть, кто платил оптимизаторам, тот и оказывался в вершине выдачи. Остальные позиции забивали «дорвейщики», которые создавали сотни и тысячи бессмысленных сайтов с популярным содержимым, чем окончательно сбивали поисковые машины с толку. В принципе, это часто были одни и те же люди. Явление стало настолько распространенным, что стал страдать бизнес поисковых машин, люди просто перестали доверять поисковикам. Тогда владельцами поисковых машин спамерам-оптимизаторам и спамерам-дорвейщикам была объявлена настоящая война, которая к настоящему моменту привела к победе поисковых машин. В результате, этот бизнес становятся невыгодными для спамеров. Повышение стоимости поисковой оптимизации привело к тому, что только солидные сайты могут себе это позволить, которые, в свою очередь, и лидерами в результатах выдачи поисковых машин и без спама. Тем не менее, бизнес оптимизаторов, очень напоминает жизнь не по закону, а «по понятиям», так как задача оптимизатора за деньги «обмануть» поисковую машину.
Перспективы спама
Очевидно, что спам приносит огромную экономическую выгоду его заказчикам. Это означает, что пользователи, несмотря на неприязнь к спаму, всё-таки пользуются рекламируемыми посредством спама услугами. До тех пор, пока отдача от спама превышает затраты на преодоление защиты, спам никуда не исчезнет. Так что в ближайшие годы, нам еще предстоит находить ежедневно по 50-200 рекламных писем в своих почтовых ящиках и это печальная данность. К настоящему моменту и спамеры и антиспамеры фактически подошли к пределу уловок и возможностей по борьбе друг с другом, так что нам, рядовым пользователям, остается только ждать и уповать что добро победит зло.