Интересное

Дмитрий Медведев опубликовал статью, суть которой – обращение к гражданам с целью довести, по возможности, до каждого представления президента о стратегических задачах, которые стране предстоит решать, а также о настоящем и будущем России. Публикация вызвала неодназначную реакцию экспертов.

17:47 / 11.09.09
269
Мы в социальных сетях:

Статья президента Российской Федерации Дмитрия Медведева является более расширенным изложением уже озвученных ранее взглядов на вопросы экономического и политического устройства, которые получили поддержку на прошедших в 2008 году президентских выборах. К главным недугам страны Медведев отнес экономическую отсталость, вековую коррупцию и убежденность граждан в том, что все их проблемы решат за них. С другой стороны президент ободрил, добавив, что «недавно определил пять стратегических векторов экономической модернизации нашей страны». Это — производство, транспортировка и использование энергии; ядерные технологии; информационные технологии; наземная и космическая инфраструктура передачи всех видов информации; медицинское оборудование и свехсовременные медикаменты для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.

"В целом, это достаточно конкретные задачи и методы решения во многих случаях уже известны на примере опыта других стран мира. Очевидно, что эти направления станут довольно конкретными приоритетами, на которых будут концентрироваться усилия властей при реализации политики диверсификации и внедрения инноваций в экономику, — комментирует Евгений Надоршин, аналитик национального банка "Траст". — Безусловно, этого скорее всего не хватит для того, чтобы уйти от сырьевой зависимости в обозримой перспективе. На наш взгляд в статье Дмитрий Медведев достаточно откровенен и конкретен настолько, насколько это возможно,

когда обращаешься ко всем и сразу. Мы расцениваем эту статью как первый серьезный документ после того, как кризис дошел до России в 2008 г., в котором власть указывает на готовность вернуться по мере возможностей к декларируемой до кризиса политике развития, той самой, что так громко звучала в выступлениях в предвыборный период. Это само по себе достойно внимания на фоне бледных и беспорядочных антикризисных мер. И хотя сейчас, глядя на предварительные данные о бюджетах 2010-2012 гг., очевидно, что возможностей для поддержания финансами амбициозных планов у властей уже недостаточно, экономика России — это не только государство. Нормальный частный бизнес гораздо больше нуждается в возможностях, чем в деньгах".

Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин к перечисленным пяти приоритетным направлениям предлагает добавить ещё АПК. "Согласно историческому опыту, Россия может стать одним из мировых лидеров в этой сфере. Что касается осуществимости указанных в статье Дмитрия Медведева планов, то макроэкономическая ситуация в ближайшие годы будет активно способствовать их реализации на фоне общего усиления в мировом ВВП роли прямых инвестиций", — говорит аналитик.

У Александра Разуваева, аналитика ИК Галлион Капитал, иное мнение. По его словам, если рассматривать сектора экономики с точки зрения финансов, никакое даже самое успешное развитие высоких технологий не даст в России эффект близкий к нефтегазовым компаниям. "Российский нефтегазовый экспорт — это основное конкурентное преимущество нашей страны, и в этом нет ничего позорного, экспорт долларов является, например, одним из основных конкурентных преимуществ США. А в современном нефтегазовом бизнесе применение высоких технологий развито не менее, чем в других секторах. К сожалению, наши нефтяники и газовики вынуждены часто их покупать на Западе. Россия действительно сильно зависит от цен на нефть и соответственно нефтегазовых доходов, однако, многие страны мира не имеют данных доходов и соответственно не имеют шанса на модернизацию и обречены на консервацию отсталости и бедности. В основе мнения и заявлений их чиновников и экспертов о сырьевой отсталости России лежит обыкновенная зависть. Месторождения Западной Сибири достались России в наследство от СССР, и они не вечны. Соответственно от развития нашей новой нефтяной провинции, Восточной Сибири, зависят наши будущие деньги, а деньги в современном мире решают почти все, — подчеркивает эксперт. — Модернизацию экономики государству стоило бы начать с себя. И вопрос здесь не только и не столько в чиновниках. В результате вынужденной, и хочется надеяться временной, кризисной национализации доля государства в ВВП достигла 50%. Известно, что за редким исключением наши государственные и полугосударственные компании менее эффективны, прозрачны по сравнению с компаниями частного сектора. Можно сколько угодно ругать олигархов, но в целом они оказались более успешными собственниками по сравнению с гос. структурами, которые по-прежнему часто работают по принципу – воровство ограничено лишь точкой безубыточности".