Лето и сентябрь стали завершающим этапом в споре продавцов и покупателей. Цены предложения и спроса пришли в некое подобие равновесия. Это не замедлило сказаться на оживлении рынка street-retail.
С начала кризиса цены на помещения формата street-retail, как и на другие сегменты коммерческой недвижимости стали снижаться. Однако представление об уровне этого снижения и текущей стоимости объекта у покупателей и продавцов значительно отличалось. Порой разница в цене, запрашиваемой продавцом, и цене, предлагаемой за объект покупателем, была значительной. Так, например, в начале кризиса встречались случаи, когда помещения на первых этажах выставлялись по 17-19 тыс. долларов за 1 кв.м, что близко к докризисным показателям; предложения же покупателей часто не превышали 11-12 тысяч долларов за 1 кв.м. Это приводило к тому, что собственники отказывались от продажи объекта, откладывая ее на более поздний срок, или принимали решение о сдаче его в аренду.
В настоящее время средняя цена продажи помещений формата street-retail, находящихся в пределах Садового кольца, совершаются по средним ценам 250-300 тысяч рублей за 1 кв.м., средние арендные ставки по ним составляют 20 – 30 тысяч рублей за 1 кв.м./год.
По сравнению с другими сегментами коммерческой недвижимости, street-retail менее всего пострадал от кризиса. Даже на фоне довольно низкого спроса, наблюдаемого с начала кризиса, интерес к качественным помещениям на первых этажах сохранялся в течение всего периода, и сделки по ним заключались.
«Процесс адаптации к новым условиям и понимания адекватной рыночной цены у собственников и покупателей помещений формата street-retail шел довольно долго. На наш взгляд, сейчас он подходит к концу, стороны выработали для себя критерии принятия решения об уровне цены. В настоящее время покупатели при выборе помещения ориентируются на срок окупаемости в 7-8 лет», — комментирует директор «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость» Сергей Лобанов.
Подготовлено по пресс-релизу «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость».