Источник фото: Александр Ратахин, Tomsk.ru
Интересное

Бизнес-трансформация. «Этот кризис — машина времени»

17:40 / 29.04.20
5046

Любой кризис — это возможности, и только вырешаете, использовать их или нет

Мы в социальных сетях:

Россия уже переживала крупные кризисы: мировой2008-2009-х годов и обвал рубля в 2014-м. Было трудно: какие-то бизнесы«выжили» и использовали новые возможности, вышли на новый уровень. Какие-то,наоборот, исчезли.

«Бизнес-трансформация»спецпроект Tomsk.ruсовместно с представителями томского бизнеса, которые уже пережили кризисы прошлых лет: были в подобной ситуации, мобилизовались, восстановились и продолжили развиваться и расти. И получили один из ценнейших опытов в жизни!

Стоит ли обратиться к опыту прошлых лет идругих компаний, чтобы сохранить свою? Увидеть совершенные ошибки и верныерешения, дать им анализ и адаптировать под сегодня?

Эти вопросы мы задали Александру Ратахину, совладельцу крупной российской компании по производству систем водоочистки в сегменте b2b. В самый пик валютного кризиса Александр принимает решение заняться развитием своего дела, и за пять последующих лет компания вырастает в 5 раз. Почему важно постоянно жить в состоянии легкого кризиса и как не потерять клиентов в это сложное время — в материале Tomsk.ru.

Неважно,что ты делаешь в кризис. Важно, что ты делаешь всегда

Любой кризис — это возможности, и только вырешаете, использовать их или нет. И возможности не только для предпринимателякак владельца компании, но и для любого гражданина как части социума.

«Это время для переосмысления определенных историй, время для саморазвития, самообразования. Прекрасный момент, чтобы отстраненно взглянуть на свою жизнь, жизнь своих близких.
Но есть один нюанс: все антикризисные советы,которые я слышу сейчас из разных источников, кажутся мне слишком обыденными и очевидными. Сейчас мы в самом начале этого совершенно нового кризиса, непохожего на предыдущие, и я думаю, что рецепты из прошлого тут работать не будут.
А все потому что неважно, что ты делаешь в кризис. Важно, что ты делаешь ВСЕГДА, в межкризисные периоды».

Ежемесячно обороты компании Александра (ГК Альфатек) растутпримерно на 20-30%, апрель этого годане исключение. ГК Альфатек входит в тройку крупнейших компаний России в своемсегменте.

«Есть глобальные, вечные принципы, которым надо следовать вне зависимости от того,какова экономическая ситуация».

Бизнес-трансформация. «Этот кризис — машина времени»

Партнеры — основа

«Мыс моим партнером, Сергеем Андреевым, работаем уже 5,5 лет, и между нами однозначно существует синергия. Я очень ценю тот факт, что в любой ситуации, при любых сложностях я могу сесть и поговорить с ним, обсудить проблемы и задачи, предлагать и искать пути их решения. 
Я говорю о любом партнерстве. Сотрудники — тоже партнеры, с ними нужно общаться и договариваться, обсуждать проблемы с их позиции. Партнеры по бизнесу, торговые партнеры и так далее. Партнерский союз всегда сильнее, чем если бы вы работали в одиночку».

Александр уточняет, что его клиенты — бизнесы, и они, как часть постоянно растущей экосистемы, сейчас очень нуждаются в общении и поддержке от партнеров.

«На базе наших вебинаров и облачной сервисной системы «Альфа-портал»мы вовлекаем наших клиентов в передачу опытом внутри экосистемы. Все это происходит уже давно без нашего участия. Общение значительно снижает уровень стресса, который сейчас может только навредить. И важно даже не то, ЧТО ты говоришь, а КАК ЧАСТО ты это делаешь, чтобы человек не чувствовал себя одиноким и сохранял способность здраво размышлять и действовать».

Регулярные поставщики – это тоже партнеры, с которыми (особенново время кризиса) нужно говорить об их проблемах, помогать им словом и делом(иногда в краткосрочном периоде и с определенными потерями для себя).

Этот кризис — машина времени

«В состоянии легкого кризиса нужно жить всегда. Ежедневно, ежемесячно, ежегодно внедрять новейшие технологии в свой бизнес, проверять гипотезы, разрабатывать новые продукты, формировать новые сервисы для клиентов.
Процессы должны быть гибкими не только тогда, когда вы находитесь в критическом положении и малейшее проявление принципиальности может лишить вас всего».

Существующий экономический кризис Александр называет «машиной времени»:

Бизнес-трансформация. «Этот кризис — машина времени»

«Те технологии, которые мы имеем сейчас, в 2018 году считались почти фантастикой, на их введение отводилось около 5 лет.  Сейчас этого времени у нас нет, и мы сталкиваемся с ними уже сегодня. Или столкнемся совсем скоро».

Готовиться нужно не к кризису, ако всему

Удаленка не застала врасплох: уже 4 месяца назад компания была готова запустить так называемые хоум-офисы и полностью перевести сотрудников на дистанционку. Александр объясняет: «решает» здесь культура управления рисками и сценарный подход. Все варианты развития событий (ну, или почти все) были продуманы и заранее найдены пути выхода.

«В кризис выигрывают те компании, которые имеют резервы, причем любые — деньги,какие-то активы, люди. Они очень быстро могут, используя накопленные ресурсы,купить то, что обесценилось или продается в попытках «спастись». 

3 антикризисных совета, которые можно использовать уже сейчас

  1. Надо выдохнуть. Остановиться и проверить резервы: что-то у вас точно есть. Используйте это.
  2. НЕ заниматься бенчмаркингом. НЕ сравнивать себя и другие бизнесы – это не работает во времена турбулентности. Фокус внимания — собственная компания.
  3. Быть гибким. Жесткие корпоративные системы приведут вас к провалу.