Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Выжить, обучиться и развиться: кто помогает в этом томскому бизнесу?

16:40 / 27.10.20
2596

Tomsk.ru узнал, какую поддержку можетполучить предприниматель, как масштабировать свой бизнес и где научитьсявыводить его на новый рынок

Мы в социальных сетях:

Чтонужно, чтобы открыть и вести свое дело? Деньги, время, ресурсы и желание. Но прежде всего — знанияи развитая среда, в которой ты запускаешь бизнес. Поддержкой предпринимателей, какконсультационной, так и финансовой, в Томской области занимается центр «Мойбизнес».

Tomsk.ru узнал, какую поддержку можетполучить предприниматель, как масштабировать свой бизнес и где научитьсявыводить его на новый рынок. Разбираться помогала директор НО «ФРБ» ОльгаЛапшина.

Вапреле бизнес «оборвал» телефонные линии

С 2019 года центр «Мой бизнес»поддерживает предпринимателей, в том числе отвечает на вопросы по горячейлинии. С марта основной темой для консультаций стали сложности, связанные спандемией. За помощью через горячую линию уже обратились около 7 тысячпредпринимателей региона.

«В апреле звонят из телефонной компании иговорят, что нам одновременно пробуют дозвониться больше 50 человек. А линий7.  В итоге нам выделили больше линий,чтобы мы могли охватить больше людей. Мы консультируем по 7 направлениям – отбухгалтерского учета до брендирования. Одному из предпринимателей еще веснойнаши специалисты помогли снизить платежи в одной из статей расходов. В итогесейчас вместо 50 тысяч он тратит 3 тысячи», — отметила Ольга. 

В центре «Мой бизнес» несколько подразделений. Это центр поддержки экспорта, центрльготного финансирования и развития промышленности, центр развития МСП и центринновации социальной сферы. Каждый из них работает с разными аспектами бизнеса.

Обучитьсяи найти новые рынки

Основной проблемой, с которой столкнулисьпредприниматели в кризис — отсутствие спроса. Поэтому один из путей развиться и выжить — найти новых потенциальныхклиентов. Центр помогает масштабироваться, выйти на рынки других городов идаже стран, вывозит предпринимателей на выставки, проводит онлайн-переговоры.

«Из томских продуктов на экспорт идет телекоммуникационная аппаратура и IT-услуги, приборы икабельно-проводниковая продукция, лес, товары из дерева и продукты питания.Большим спросом пользуются томские игрушки – экологические  деревянные, также инновационные. Например, в прошлом году мы помогли интерактивным песочницам найти новыхзарубежных партнеров — и видим, как расширяется география экспорта этого товарадаже в условиях пандемии. Томские товары и услуги уже стали модными ивостребованными, в том числе в России. Главное — создать конкурентный продукт ипонять, где он будет нужен», — рассказала Лапшина. 

В августе Центр «Мой бизнес» проводил конкурс на оказание информационной поддержки для продвижения бизнеса. Компании-победители получили набор услуг стоимостью до 100 тыс.рублей: это создание и настройка страницы в соцсетях, размещение информации винтернет-СМИ, изготовление и размещение наружной рекламы, таргетированная иконтекстная реклама.

Также центр помогает томскому бизнесу выйти наизвестные российские и международные маркетплейсы, как Wildberries, OZON,AliExpress, «Беру». Лучшим участникам помогают открыть магазин на маркетплейсе,разработать и разместить не менее 100 товарных карточек продукции, такжеобучиться основам продвижения и создать индивидуальную политику продаж.

«Нужно о себе заявить. Они могли бы и сами этосделать, но мы столкнулись с тем, что не у каждого есть знания, штат, или времяна это», — отметила Ольга.

Эксперты знают, как правильнопозиционировать товар, наполнить полку под брендом, какую ценовую политикувыбрать и как обеспечить логистику. Победителей конкурса сопровождают несколькомесяцев, а после люди могут развиваться на новых площадках, или прокачиватьстарые самостоятельно.

«У нас была такая история: девушка шьетодежду.  После регистрации на Supl.bizона за месяц заработала больше миллиона рублей», — отметила Ольга.

Поддержать «рублем»

Часто бизнесу нужны «дешевые» деньги. Дляэтого у центра «Мой бизнес» есть сеть банков-партнеров, куда фонд направляетзаявки после обращения предпринимателя — это помогает найти за короткое времясамые выгодные условия.

Деньги также предоставляютФонд развития промышленности. Заём выдается на 5 лет по ставке от 1 до 5%, приэтом первые 3 года клиент выплачивает только проценты.Также для бизнеса в марте начала действовать региональная микрофинансоваякомпания. Она позволяет получить микрозаймы на разные цели: на текущую, инвестиционную деятельность, а также рефинансированиедействующих займов. Здесь максимальная сумма займа – 5миллионов рублей. А ставка — от 1 до 4,675%. И уже порядка 80 субъектов МСП за 5 месяцев воспользовались этойуслугой.

Также в пандемию стала доступнакомпенсация за расходы ЖКХ. Это реальная денежная поддержка предприятиям,которые были вынужденно закрыты, при этом сохранили штат. Компенсациипредприниматели начали получать в июне за период с апреля.  Например, поддержку могут получить гостиницы,турагентства, музеи, кинотеатры, предприятия общепита, дополнительногообразования, спортивно-оздоровительной и других отраслей.

«Сейчас заявок подано на сумму около 20миллионов рублей, более 140 заявок уже в работе. Минимума нет, максимум — 450тысяч рублей на 1 субъект на весь период», — пояснила Ольга.

Развиватьсяможно в любой точке области: бизнес для пекарей, гидов и самозанятых

Запрос на бизнес-образование есть повсему региону, а не только в Томске.Впрошлом году «Мой бизнес» начал проводить выездные школы бизнеса. В этом годуих количество выросло с 3 до 9, только в октябре они прошли в Стрежевом,Александровском районе, Тегульдете, Кожевникове, Бакчаре, а в Томскепланируется ближе к концу месяца.

«Люди готовы расти дальше, но не всегдазнают, как. В Шегарском районе прокачки попросила школа пекарей. ВКожевниковском районе это сервис и туризм. Недавно в Томске при нашей поддержкепрошел фестиваль ремесленников «Томский сувенир». Мы увидели, что эти мастераделают волшебные вещи руками, но не знают, как монетизировать свой труд. Мыучим, как занять нишу, выйти на уровень», — отметила Ольга.

Есть и третий путь: с июля томичи могутстать официально самозанятыми. Однако пока для многих это  — непонятный механизм. В ноябре центр «Мойбизнес» планирует провести слет самозанятых, чтобы снять все вопросы.

«В Томске интерес к этому направлениюогромен. В рамках слета планируем провести мастер-классы на узкие тематики,например, парикмахерского искусства.Есть запрос по СММ, в этой сфере экспертысейчас очень востребованы», — отметила Ольга.

Вместоблаготворительности – социальное предпринимательство

Это – новый вид бизнеса, а само понятие«Социальный предприниматель» в России утвердили только в минувшем году. И оно вкорне отличается от волонтерства.

Центр инноваций социальной сферы выявляеттех, кто занимается социальными проектами. Это коммерческие организации, ИП,которые либо реализуют в параллель с бизнесом социальные проекты либо принимаютна работу инвалидов, пенсионеров, людей с ОВЗ.

В этом году признаны социальнымипредприятиями 61 субъект МСП, они уже имеют этот статус на уровне федерации. АФРБ продолжает популяризировать этот формат. В следующем году на уровне областии федерации предусмотрен большой комплекс мер поддержки бизнесу, который готовна себя взять социальную ответственность. Это гранты, программы обучения, атакже поддержка в виде дешевых микрозаймов.

Главное, что нужно помнить:предпринимательство — это не страшно. И есть те, кто может научить не бояться,помочь и показать, куда развиваться.

Тел. 901-000