Найти ответственных регоператоров, привлекать инвесторов в переработку ТКО и повышать культуру жителей. Такие задачи стоят перед всеми регионами в рамках так называемой «мусорной реформы». Напомним, она стартовала с 2019 года, и к 2024 году регионы должны представить первые результаты. Накануне в библиотеке им. Пушкина прошло заседание экспертного совета «О ходе формирования системы обращения с ТКО». О том, что ждет мусорную систему Томской области в ближайшие годы – в материале Tomsk.ru.
Что область успела сделать за 2 года
За 2 года реформы услуга перешла из жилищной в коммунальную, соответственно тарифы на нее регулируются как и другие в ЖКХ. Уровень ответственности перешел с муниципальных органов на уровень субъекта.
Сейчас в России действует около 170 регоператоров в 85 субъектах. Напомним, каждый регион сам выбирает количество регоператоров с учетом инфраструктуры. Где-то хватает одного, где-то нужно больше. В Томской области при запуске определили 8 зон. За два года реформы было немало и ошибок, и достижений. Главное, с старта реформы стало втрое больше населенных пунктов, где оказывают услугу по вывозу мусор, а объем поступающего мусора на полигона вырос в 2,6 раза.
В этом году схему решили поменять:в июле прошлого года вышел указ президента, по которому необходимо обрабатывать абсолютно все коммунальные отходы и уменьшить объем мусора, направляемого на полигоны, вдвое. Для достижения этих показателей в регионе разработана большая программа действий на ближайшие годы — строительство новых мусорных комплексов, станций сортировки. А вместо 8 регоператоров власти решили оставить двух: для севера и юга области.
Власти и бизнес работают в связке
На обсуждение предпринятых в Томской области шагов по формированию отрасли обращения с отходами приехали федеральные эксперты, активно участвующие в формировании системы обращения с ТКО. Они поделились опытом и высказали замечания.
В том числе это один из разработчиков территориальной схемы обращения с ТКО для Томской области Артем Седов, гендиректор Российской производственной компании «Большая Тройка». Также Руслан Губайдуллин – руководитель Ассоциации «Чистая страна», член Общественного Совета при Минприроды России. Ассоциация «Чистая страна» — крупнейшее объединение в области обращения с отходами в России, и регоператоры Томской области также входят в ее состав. Среди приглашенных экспертов были и потенциальные «зеленые» инвесторы, которые планируют участвовать в переработке мусора и производстве из этого сырья разнообразных продуктов. Например, Александр Пугин – гендиректор «Экомаш Групп». Компания занимается проектированием и изготовлением мусоросортировочных комплексов, оборудования для безопасной переработки различных видов отходов.
Эксперты оценили работу в Томской области: позиция власти достаточно прогрессивная, таких регионов, где идет такой прозрачный диалог между бизнесом и властью, не много.
«Томск подходит очень вдумчиво ко всем решениям. Я бы хотел, чтобы все объекты, кот здесь появляются, были не только производственными комплексами по обращению с отходами, а объектами промышленного туризма и образования», — отметил Руслан Губайдуллин.
Успеем ли до 24 года?
Проблемы и нерешенные вопросы остаются. В Томской области пришлось поменять количество регоператоров в том числе из-за слишком высоких тарифов и разной собираемости платы.
Есть и законодательные пробелы, которые сейчас устраняют. Как уточнила эксперт в сфере правового регулирования в обращении с отходами Екатерина Озерова, основные вопросы – это экопросвящение и дальнейшая переработка и реализация отходов.Кроме того, пока не прописано, как правильно сжигать отходы: это называется энергетическая утилизация.
Переработка отходов напрямую связана с раздельным сбором мусора. Дело в том, что такая форма сбора отходов работает, только если уже построены заводы по переработке. Как отметил глава Ассоциации «Чистая страна», раздельный мусор – это не только про инфраструктуру, но и про культуру населения.
«Раздельный сбор без завода помогает снижать на 2-3% полигонные захоронения. Завод без раздельного сбора – на 5-7%. А вместе – 20% и больше. Даже в Германии, Японии, эталонных в обращении с отходами странах, не только не прекращают работу экологического образования населениея, но и наращивают ее», — уточнил Руслан. —
Просвещение – очень важное направление. Мы можем построить заводы, поставить красивые баки, но грош цена этим технологическим вложениям, если мы не научимся относить мусор до бака и оплачивать квитанцию. Сейчас средняя собираемость в среднем по стране порядка 85%. А в тарифном регулировании учитывается собираемость 98%. Поэтому нам надо учиться культуре обращения с отходами не только с точки зрения технологической, но и с точки зрения ментальной”.
Новые «зеленые» инвесторы и коллаборации между регионами
Кроме тарифной выгоды, более крупные зоны для регоператоров привлекают инвесторов для строительства инфраструктурных объектов. По новой схеме в Томске предполагается открыть автоматизированный мусоросортировочный комплекс для сбора отходов из 18 муниципальных образований. Город Стрежевой и Александровский район выделят в отдельную зону обслуживания, отходы оттуда будут направлять на утилизацию в ХМАО-Югру. В 8-ми населенных пунктах откроют мусоросортировочные комплексы для выборки стекла, металла и органических отходов. Остальной мусор будет централизованно поступать в Томск.
Один из таких потенциальных инвесторов, которые смогут стать регоператорами и открыть новые производственные площадки, — Александр Пугин, директор «Экомаш Групп».
«Томская область, особенно с учетом позиции властей, нам очень интересна. Мы работаем со всеми регионами России, и тех, где достаточно прозрачный диалог идет, не так много. Мы хотим развиваться не только в производстве оборудования, где достигли высокого уровня, хочется и сам управлять большими объектами, принимать отходы», — уточнил Александр Пугин.
При этом Томские власти рассматривают и еще один вариант: развивать сортировку и переработку не только внутри региона, но и в союзе с другими сибирскими областями. Например, в одной из них может быть создана переработка пластика, в другой — стекла или бумаги.
Готовить новые кадры и развивать экопросвещение
Одним из ключевых в новой реформе факторов стала работа с детьми и молодежью. В первом случае это – экопросвещение.
«Сегодня и свалок становится меньше: меняется культура. Начинать надо с детей – во многих европейских странах так и сделали: сформировав сознание, через ребят можно повлиять и на родителей», — уточнил Андрей Кнорр.
Кроме того, новая система создаст огромное количество рабочих мест и потребует специалистов. Как уточнил Артем Седов, транспортные задачи в современном мире – одни из самых сложных.
«Нам больше всего не хватает сильных ребят-фундаменталов, математиков и физиков, в Сибири их готовят лучше, чем в других регионах. Сейчас ко мне в компанию идут с горящими глазами ребята со всех топовых университетов, включая ТГУ. Им интересна тема экологии, также увлекает сама сложность проектов. Для нас, как разработчиков ПО это самые дорогие кадры – мы всегда за ними охотимся», — уточнил Артем.
Спрос будет также на переподготовку кадров для нужд сферы оборота ТКО. Сейчас компаниям не хватает технологов, которые могут представить полный цикл, юристов по природоохране, экологов. Согласно ФЗ№ 89, система их подготовки будет дополняться.