Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Уроки вокала: кому и зачем их брать. Учение с увлечением

10:00 / 23.04.21
5899

Слух развивается у детей постепенно

Мы в социальных сетях:

Интервью с педагогом Екатериной Бычковой


Педагогу по вокалу Екатерине Бычковой не привыкать обучать пению людей абсолютно любого возраста. Сама она прошла через разные школы, техники и коллективы. Сейчас наша героиня занимается с юными воспитанниками Русско-немецкого дома в Томске, петь они учатся сразу на двух языках. Мы узнали у Екатерины, какие педагогические секреты она использует, находя общий язык с детьми.

Екатерина, а что дают занятия вокалом? Почему они всегда востребованы?

— Вокал — это моя отдушина. Он позволяет выражать свои чувства. Со взрослыми понятно. Занимаются вокалом те, кто мечтал петь или в детстве занимался. Детей отдают обычно для развития. Вокал — это очень серьезная работа с телом. Чтобы контролировать свое тело и чтобы оно издавало те звуки, которые нужны, многое следует учесть. Только во рту у нас несколько составляющих, которые нужно контролировать в вокале. А есть еще гортань, абдоминальная полость, там есть диафрагма, мышцы спины. Детям такое не объясняют, но учат держать ровный звук или, наоборот, отрывистый. Нужно какие-то приемы знать, все это контролируется нашим телом.

Во-вторых, это очень большая работа со своими эмоциями, с раскрепощением, с общением, с донесением своей мысли, с работой на публику.

Что дает этот навык? В каких жизненных ситуациях может пригодиться?

— Дети, которые выступают на сцене, обычно более раскрепощенные, они могут легко отвечать на уроках и затем легко участвовать в публичных выступлениях во взрослом возрасте. Они легче выражают свои переживания, и обычно нет такого, что у таких детей зажатый голос, напротив, они обычно громкие и звонкие. Либо на вокал приходят тихие ребята, которых родители хотят раскрепостить. В детском возрасте не существует такого понятия, как «мотивация». Просто они хотят петь, стать артистами, быть великими певцами. Иногда родители видят, что ребенок не может не петь, отправляют его на вокал, увидев потенциал, они не давят на него.  

Уроки вокала: кому и зачем их брать. Учение с увлечением

Люди приходят с разными задачами. Одним просто хочется попеть, другим надо выступать в караоке, третьим надо поставить голос для публичных выступлений, четвертым надо преодолеть себя, у пятых есть любимая песня, и они хотят ее исполнять, шестые хотят песню на конкретное мероприятие, седьмые хотят связать жизнь с музыкальной карьерой. А если мы говорим про вокал — это уже другой уровень работы. И с ребенком, и со взрослым.

В песенной сфере очень большая конкуренция. Когда ты выходишь как вокалист, ты сталкиваешься с огромным пресыщенным рынком. Если ты идешь в эту сферу как профессионал, работать придется очень много. Те, кто этого не понимают, столкнутся потом с разочарованием, так как недостаточно будет усилий, которые они вкладывают.

Что важно иметь на старте? Слух, диапазон, чувство ритма? Или всему можно научиться?

— Слух развивается у детей постепенно. Есть «абсолютники», которые приходят в музыкальные школы и сразу повторяют, есть те, кто не очень хорошо интонирует, им помогают упражнения. Диапазон есть рабочий: ноты, которые нам комфортно брать, и чем больше ты работаешь, тем больше твой диапазон. А есть максимальный, через который ты не перепрыгнешь. Обычно во время занятий рабочий диапазон с полутора октав продвигается до двух и дальше, дальше. Чувство ритма тоже может быть врожденным, а можно и развить его. Для этого есть разные техники — от хлопков и топотушек до занятий в конкретных музыкальных направлениях. Для стартовых позиций все равно есть границы. Потому что есть дети, которым это неинтересно. Не надо всех детей пихать в вокал. У ребенка может быть талант в другом. Я противник, чтобы ребенка заставляли.

Уроки вокала: кому и зачем их брать. Учение с увлечением

Формирует ли вокал музыкальную культуру?

— Безусловно. Ни один педагог не даст вам Моргенштерна и Монеточку. Объясню почему. Вы и сами это можете разучить без педагога. Я не говорю, что надо петь только академические романсы или народную музыку, но, когда вы ведете ребенка в коллективы с такой спецификой, будьте готовы, что у него будет формироваться народный вокал. Эстрадно-джазовая школа в корне отличается от того, как ставят звук в академическом вокале. Это другие распевки, это другое позиционирование. Для ребенка сложно переключаться, если его учат сначала округлому оперному звуку, а потом требуют его сделать площе для эстрады. Ему нужно сначала освоить какую-то одну базу. Академисты очень сложно переучиваются на эстрадников. Раньше считалось, что эстрадно-джазовый вокал — это просто, будто попса, а это огромная школа. Джаз вообще дал основу очень многим направлениям. Мешать стили не нужно.

Кто был для тебя проводником в мир вокала? Когда впервые этим заинтересовалась?

— Моим проводником в мир вокала был новокузнецкий Дворец культуры, я туда пришла в 4 года. Нас было в группе 8 человек. Были великолепные педагоги. В 5 лет я впервые попала на сольфеджио. Многое нам объясняли родители. До 16 лет я занималась во Дворце. Культурная жизнь продолжилась в КемГУ. Мы стали заниматься с другими людьми, учить их тому, что знаешь сам. Первые мои ученики были моего возраста или даже старше. У меня непроизвольно вырабатывалась система, я много читала, практика у меня не прекращалась. В пандемию мне попался почти годовой курс по методике преподавания эстрадно-джазовому вокалу. Я его прошла. И у меня вокальная система в голове появилась. Сейчас я прохожу переподготовку на педагога, я лучше понимаю поведение детей.

Уроки вокала: кому и зачем их брать. Учение с увлечением

В каком возрасте можно начитать обучать вокалу?

— Начать можно с того момента, когда ребенок может повторять какие-то звуки, в 1-2 года. Тогда можно ставить ему песни и наблюдать: он как-то на них реагирует или ему все равно. В три года дети идут в сад, там есть занятия с музыкальным педагогом. С этого возраста и начинается вокальная педагогика. Сама я начала обучаться в четыре года. Когда вы понимаете, что ребенок может концентрировать внимание на чем-то 30 минут, тогда уже можно заниматься. Со школьниками можно заниматься вокалом более профессионально. Я не люблю детские вокальные конкурсы. Для большинства участников это травма. Зачастую там репертуар не вяжется с возрастом ребенка.

— Когда ты начала именно учить вокалу?

— Преподавать я начинала с частной рок-школы. У меня не было еще педагогического и вокального образований. Только музыкальная школа и большая индивидуальная работа. Мне был 21 год. Ученики начали замечать успехи, их не смущал мой возраст. А с детьми я пошла работать в Русско-немецкой дом. Дети не воспринимают тебя сначала как учителя, я не ставлю себя как ментор. Я друг и педагог, который умеет чуть больше.   Особенный кайф, когда идут подростки, я обожаю с ними работать и понимаю их больше, чем кого бы то ни было. У них уже есть мотивация: зачем я это делаю. Они задают тебе не только вопросы о вокале, но и о жизни. Работаем с базой, с наработанными ошибками. Это мне даже больше нравится, чем ставить голос с нуля. Учиться этому можно всю жизнь, если ты хочешь в нем постоянно развиваться независимо от сферы деятельности. То, как ты поешь в 16 лет, кардинально отличается от твоего пения в 7 лет и вокала в 25 лет. У всех эстрадных звезд есть эстрадный педагог. Заниматься вокалом — то же самое, что заниматься спортивными упражнениями для спортсменов. Иначе голос рано или поздно вас подведет.

Уроки вокала: кому и зачем их брать. Учение с увлечением

Как работать с трудными или гиперактивными детьми?

— Есть у меня сейчас парочка трудноуправляемых детей: капризы, собственная позиция. Когда ребенок приходит, он не может держать внимание. Так происходит и у других педагогов. С такими детьми уходит гораздо больше энергии, гораздо труднее держать дисциплину в группе, но выход есть: надо чаще менять форматы работы. Дети не концентрируются на одном задании дольше 15 минут. Такие ученики очень любят движения, прикосновения, с ними хорошо заходят разгрузочные физические упражнения. Не должно быть скучно на твоих уроках. Педагог во многом сейчас воспринимается как услуга, и это тоже неправильно. Ко мне детей приводят не для муштры, а для того, чтобы они узнавали что-то новое.


Что дает вокал взрослым и детям, а также чьим голосом хотят петь ученики Екатерины Бычковой, расскажем в подкасте.


Самые распространенные и необычные просьбы из твоего окружения, связанные с твоими вокальными навыками?

— Я постоянно озвучиваю томскую рекламу, записываю ролики. Просят спеть знакомые, когда приходят в гости. Сейчас чаще обращаются как к педагогу.

Голос требует какого-то особого образа жизни и трепетного отношения? В чем это заключается?

— Это точно. Голос — это такая хрупкая система, требует очень внимательного отношения, если вы им работаете постоянно. Когда голос — это ваш рабочий инструмент, должна быть общая культура жизни, это питание (перед концертами нельзя семечки, газировку, сладкое, молоко), молчание (что очень редко удается). Гигиена голоса должна быть. Теплое питье. Если голос – ваш инструмент, вы не имеете права громко заорать, отнестись к нему халатно, не будете начинать голосовые кульбиты, не разогрев связки. Надо быть максимально бережным к детям в периоды мутации их голоса и их учить осторожности.

Уроки вокала: кому и зачем их брать. Учение с увлечением

Можно ли зарабатывать с помощью вокала?

— Можно, но надо понимать где. Есть специальные площадки. Как вокалиста можешь продвигать себя в TikToke. Я больше знаю, как зарабатывать, преподавая вокал. Есть на это спрос, люди хотят петь, и это важная сейчас для них отдушина. Это оказывает большой терапевтический эффект. Для детей это формирование их личности, их культуры. Если вы хотите петь и быть певцом, этот вопрос не ко мне. Для этого сейчас много есть механизмов. И для их изучения надо идти к тем, кто этим занимается.

Больше интересных наблюдений о вокале — в инфографике Tomsk.ru.
Уроки вокала: кому и зачем их брать. Учение с увлечением