Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Поехали? Урбанисты рассказали, готов ли к самокатам Томск ?

21:02 / 14.07.21
9174

Свое мнение высказали и жители города

Мы в социальных сетях:

Точки проката самокатов Whoosh появились в Томске в середине апреля. Если вначале горожане отзывались о  них по большей части положительно, то спустя некоторое время речь зашла и о проблемах, связанных с этим видом транспорта. Готова ли инфраструктура города к появлению самокатов и нужно ли срочно ее менять? Этот вопрос мы задали томским урбанистам и обычным горожанам.

Руководитель проекта «Умный транспорт Томска» Алексей Козявкин:

— Самокаты — вид мобильности, который наиболее чувствителен к качеству покрытия. Бордюры у нас есть не везде, и опытный велосипедист знает, как их объехать. Для самокатов становится препятствием даже тротуарная плитка с окантовкой.

С 2013 года в Томске виден комплексный подход к созданию безбарьерной среды — посмотрите на улицу Красноармейскую, часть проспекта Кирова. При сохранении набранного темпа работ мест для катания на самокатах, велосипедов, прогулок для мам с колясками станет еще больше.

Все, что связано с самокатами, сейчас резко набрало популярность, поэтому есть искушение принять решения поспешно. А ведь не факт, что на следующий год все  накатаются, и сервис проката станет менее востребованным. Менять городскую среду исключительно из-за самокатов, я считаю, не стоит.

В любом случае городским властям стоит определиться, как относиться к электросамокатам: как к виду досуга или как к способу передвижения, который можно совместить с другими видами городского транспорта.  

Руководитель проекта «Город не бесит» Дмитрий Поляков:

— Электросамокаты вновь подняли проблему отсутствия велодорожек в Томске. Я не согласен с тем, что они не нужны из-за нашего холодного климата. Сам регулярно вижу зимой велосипедистов — конечно, не в -40, но у нас ведь и не каждый день сильные морозы. Здорово, что проблему подняли, надеюсь, со временем она будет решаться. Нельзя сказать, что в травмах пешеходов виноваты ребята на самокатах. Они просто в очередной раз напомнили об отсутствии инфраструктуры. Надо делать ее, а не наказывать самокатчиков и запрещать сервисы проката электросамокатов. Еще важно помнить о привычке разделять потоки. Пока у томичей она не сформировалась. Ехал вчера на самокате по улице Нахимова — вроде бы велодорожка там размечена, но по ней идут абсолютно все».  

Социолог, аспирант НИ ТГУ Александр Березкин:

— В соответствии с современными социальными теориями, действие не совершается человеком лично, он разделяет его с множеством других людей и разнообразным спектром акторов нечеловеческой природы. Это называется акторно-сетевой подход. Когда в сеть вмешивается новый тип акторов, то она уже в любом случае не останется прежней — сам факт вмешательства что-то изменит, ведь даже чтобы вернуться к предыдущему состоянию, придется меняться.

С точки зрения социальной теории изменения неизбежны, и чем быстрее и безболезненнее они пройдут, тем лучше. Сейчас Томск на уровне физических особенностей среды «сопротивляется» новым средствам мобильности. Отсутствие безбарьерной среды и водостоки затрудняют, но полностью не исключают их использование, а значит, уже и не смогут исключить совсем.

Раньше в дискуссии о велосипедной инфраструктуре ключевым фактором выступала зима — именно отрицательными температурами объяснялась нецелесообразность изменений. Однако сначала опыт других городов показал, что сеть можно изменить. В частности, добавить в нее своевременную уборку, а потом появились электросамокаты, накладывающие дополнительные требования на город — потому что если велосипедист с определенной долей ограничений, но все-таки может выехать на проезжую часть, то для самоката эта среда является враждебной. В такой ситуации запрос на подобную инфраструктуру в теплое время слишком высокий, чтобы продолжать рассматривать зиму как значимый аргумент.

Те города, где велоинфраструктура была, где к велосипеду относились как к транспорту, а не спортивному снаряду, в меньшей мере столкнулись с проблемами при внедрении электросамокатов, хотя и не избежали их полностью. Значит, их сеть оказалась более гибкой и жизнеспособной. Нас в любом случае ждет изменение дизайна городских улиц, потому что изменилась культура мобильности. А еще хочется отметить, что самокаты с помощью чувственного опыта открывают нам проблемы, с которыми сталкиваются маломобильные группы населения при перемещении по городу, что само по себе является ценным. Большинству пользователей электросамокатов, чтобы прочувствовать это, пришлось бы получить сильную травму или, как минимум, завести детей и прогуляться с коляской. Теперь же проблемы безбарьерной городской среды стали видны и тем группам, кто к маломобильным не относится».

Спортсменов на «Буревестнике» потеснили

Своим мнением о самокатах поделились и жители Томска.

«Не каталась и не собираюсь, вообще не понимаю, зачем нужен этот сервис. Не рассчитаешь со скоростью и либо сам кого-то собьешь, либо благополучно свалишься», — категорично заявила Людмила.

«Приехала в выходные на «Буревестник» и была, мягко говоря, шокирована происходящим. Везде люди с самокатами, даже велосипедистов было совсем мало. А бедные спортсмены-бегуны пристраиваются где-то сбоку, даже не по дорожке (специально для этого асфальтированной), а просто по протоптанной траве. И самое страшное, что идешь/бежишь и даже не понимаешь, что от них ожидать. Кто упадет перед тобой, а кто, глядишь, столкнет тебя в толпе. Ничего не имею против самого сервиса, но заполонить специально оборудованное для спорта место средством передвижения, которое противоположно спорту, —  я считаю, это совсем не логично!» — рассказала редакции Вера.

«На самом деле, Томск не особо приспособлен для самокатов. Очень плохие дороги даже в центре, и это проблема не только Томска. В центре Новосибирска, например, такая же история. На каждой кочке подкидывает, снижается скорость, из-за чего и приходится выходить на проезжую часть, что небезопасно, потому что водители не особо понимают, как себя вести с людьми на самокатах. В итоге и получается, что транспорт безумно удобный для городской среды, но среда к нему пока никак не готова», — считает Вячеслав.

«Меня впечатлило, что самокаты появились в большой доступности, и ты почти в любой момент можешь его взять, покататься, заплатить немного денег и оставить там, где удобно тебе. Несколько минусов, касающихся передвижения, в целом есть. Например, отсутствие в Томске отдельных велодорожек: все на тротуаре идут в общем потоке. Пешеходов раздражают гоняющие самокатчики, а на самокате ты постоянно переживаешь за то, как бы никого случайно не сбить. Еще очень сильно потряхивает во время езды из-за рельефной плитки, ям и желобков для отвода воды, приходится постоянно останавливаться и переезжать «пешком». И это на центральной улице», — отмечает Алина.

«Катались на электросамокатах в Томске и Новосибирске. Знаете, нам грех жаловаться: вот в Новосибирске инфраструктура действительно не предназначена для самокатов, и о безбарьерной среде там не слышали. Катались на центральной улице, и нормально проехать там невозможно, а еще и пешеходов гораздо больше: кто-то пугливо сторонится, как только видит самокатчика, но большинство внимания не обращают, и лавировать между ними — то еще «удовольствие». В Томске все гораздо проще», — делится мнением Анна.


Будут ли власти принимать меры, для того чтобы на самокатах было удобнее ездить, пока не понятно. Мы направили официальный запрос по этой теме в администрацию Томска и надеемся получить ответ в течение недели.

Опробовали самокат? Или есть что сказать по новому транспорту в Томске? Пишите комментарии.