Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

TomskCraft: хранитель гончарного круга

10:00 / 17.07.21
3288

Нет предела совершенству керамиста, уверен мастер

Мы в социальных сетях:

Tomsk.ru в десяти выпусках проекта TomskCraft рассказывает про уникальных сибирских ремесленников, которые продолжают творить искусство в наши дни. У нас вы сможете прочитать их истории, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть их работу на видео.

Ремесло – дело семейное

Ощущения при работе с глиной разные. В некоторых случаях материал напоминает масло или мыло, навевает воспоминания о песочнице, в других — настоящую борьбу.

— Но всегда при работе с глиной — ощущение какого-то рождения. Вы чувствуете, что создали что-то новое. Ничего не было, был кусочек глины, а получилась такая красота, в которую не только мастерство вложили, а еще и душу свою.

Андрей Салтан работает с керамикой уже более 23 лет. Сейчас он не только производит на заказ эксклюзивные изделия, но и обучает гончарному ремеслу на мастер-классах и курсах.                                                               

— Мастерская у нас семейная. Я больше по гончарной части, супруга Елена создает свои работы из пласта с отминкой различных трав, отец очень сильно помогает с технической частью процесса, даже 12-летний сын Тимофей уже немного гончарит и помогает в мастерской.

Пока мы общались с Андреем, в мастерскую приехали покупатели из Норильска. По словам мастера, ремесленные изделия в наши дни не теряют актуальности.

— В магазине вы покупаете типовую тарелку для решения задачи «покушать». Они тоже бывают разными, красивыми, интересными, но если вы хотите что-то особое — обратитесь к тому, кто сделает изделие кустарным образом. Ремесленник делает вещи с душой.

У Андрея и до керамики был большой опыт работы руками. И рисовал хорошо, и с металлом работал, и резьбой по дереву увлекался, и по бересте — делал шкатулки. Глиной увлекся случайно.

— Мне предложили сделать модели сувениров для открывающегося керамического производства. Я не понимал тогда, что это за материал, но решил попробовать, и меня это очень увлекло. Оказалось, что возможности глины сильно отличаются от жестких материалов: дерева, металла, камня. Она пластичная, изменчивая. В работе с глиной вы можете прямо во время изготовления позволить себе фантазию, изменить что-то по ходу и получить совершенно новое изделие. Мне очень понравилась эта история, поэтому я с удовольствием занялся глиной.

 «Если мастер не учится – он ленится»

Андрей Салтан в гончарном ремесле больше 12 лет:  участник различных керамических симпозиумов, выставок, фестивалей: «МИР Сибири», ежегодный Международный Сибирский фестиваль керамики в Новосибирске; победитель различных конкурсов, в том числе и в томском – «Глиняный сказ» на «Празднике топора».

Несмотря на опыт, мастер признается, что гончарное дело требует постоянного обучения, так много в этом ремесле загадок и тайн, и в каждом регионе, стране они свои, и тем интереснее узнавать новое и воплощать в своих работах.

—  Было много моментов, особенно в путешествиях, которые открывали для меня керамику заново, — вспоминает мастер экспедицию в Узбекистан. —  Там традиция керамики очень древняя, насыщенная. Один из предметов вызвал сильное впечатление и интерес — чайник с небольшой воронкой, вмонтированной внутрь, крышка которого наглухо зафиксирована. Такой сосуд использовался для того, чтобы в жарком климате набрать чистую воду из «зацветшего» водоема. И таких изделий, несущих именно смысловую нагрузку, очень много по миру,  познавательно и интересно бывает.

Нет предела совершенству керамиста, уверен мастер. Здесь на помощь приходят видеоуроки, специальная литература, советы коллег.

— Когда что-то не получается — это нормальная, стандартная ситуация. Гончары все потихонечку в течение жизни, практикуя, растут. Начинаете с небольшого изделия, небольшого кусочка глины, потом нарабатываете навыки и можете сделать что-то более сложное. И так до бесконечности.

Наиболее интересные работы для мастера это те, где есть творчество, художественный компонент.

— Бывает, вещи заказывают необычные, интересные, про существование которых я вообще не знал. Так, однажды обратились ко мне: «Сделайте, пожалуйста, тажин». Это кухонная утварь для приготовления специального блюда из  мяса и овощей, родом из далекого Магриба – Африка.

Я, не зная предмета, очень заинтересовался и стал изучать тему. Оказалось, что это такая сковорода со специфической крышкой, очень высокой и острой, как колокол. Смысл в том, чтобы приготовить пищу практически без воды, которая там в дефиците. Вы нагреваете содержимое жаропрочной сковороды, а  «колокол» позволяет влаге в процессе приготовления не испаряться изнутри, а по стенкам крышки снова стекать в сковороду — пища готовится в собственном соку.

Интерес к работе руками

Ремесленные мастер-классы стали набирать популярность в наше время и не только среди детей. Очень популярен семейный формат и формат для взрослых. Как заметил мастер, взрослой публике «не менее интересно узнавать что-то новое».

Два раза в год Андрей проводит полноценную школу гончарного ремесла: «Уже есть люди, которые купили гончарные круги, занимаются этим ремеслом как хобби. Дома создают изделия, сушат и приносят в мастерскую обжигать. Кто-то ходит к нам как в коворкинг».

— Как ремесло, которое было раньше массовым, гончарное дело вымерло очень давно. Сегодня идет его второе рождение. У людей есть интерес к истории, к традициям, к работе руками. Поэтому сегодня мастер-классы разных направлений очень популярны. Сейчас есть потребность в чем-то более одухотворенном, не тиражном. Сам себе носочки связал, шарфик сшил, спиннеры ребятишки делают — самодельный интересней.

Гончарный круг, как машина времени

Гончарное ремесло со временем претерпело значительные изменения. Сегодня готовую глину чаще всего заказывают в Интернете, раньше подготовка глины — это был трудоемкий, полностью ручной процесс. Круг раньше крутили руками, ногами, ослами, рабами, водой и ветром. Сегодня для этого есть электричество. Обжигали в дровяных печах, сейчас это газовые или электрические муфельные печи. Самое значительное изменение, по мнению  Салтана Андрея, — это обработка изделий после первичного обжига.

— Мы используем способ обработки, который два столетия был доминирующим на славянской территории. Он основан именно на использовании только природных материалов: молока, воска и живицы — смолы хвойных растений. Это очень древняя и интересная технология, делающая посуду водонепроницаемой и, конечно, абсолютно экологически чистой — безопасной с точки зрения химии по отношению к нашей современной глазурованной посуде, которая далеко не так безопасна, как мы об этом думаем. Такая технология называется молочением. Еще одна важная особенность молоченных изделий — они не пропускают воду, но при этом «дышат», что очень полезно для хранения еды.

— Вот такие умные у нас были предки. Делали посуду, которая подтверждает свое право на существование и по сей день.

Изучая историю гончарного ремесла на Руси, Андрей Салтан с увлечением бережно собирает самое лучшее, что умели ремесленники, проверенное веками, и с душой возрождает забытые традиции в  своих изделиях. Его дело – не просто бизнес, а образ жизни.


Нас удивляют все герои проекта TomskCraft. Здесь можно посмотреть все выпуски и встретить новые материалы.