Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Без дыма: томский ученый разработал экологичное топливо из отходов

10:00 / 24.08.21
2055

Разработка Романа решает сразу две задачи

Мы в социальных сетях:

Забота об окружающей среде в России все чаще отражается в законах. С 2022 года в стране вступят в силу новые санитарные правила. В них ужесточатся требования к выбросам в атмосферный воздух. По этой причине предприятия ищут альтернативу стандартному сырью. Экотопливо из диковинки превращается в необходимость. А вот научный сотрудник Томского политеха Роман Табакаев вместе с командой изобрел экологически чистое топливо из отходов задолго до того, как оно стало мейнстримом. 

Научные поиски начались для Романа с предложения одной из кемеровских фирм. Ее директор хотел более эффективно использовать угольную пыль — штыб. Максимальный размер таких частиц — полсантиметра. Обычно их продают за копейки теплоэлектростанциям. Другого применения, как правило, им не находилось.

Томичи предложили решение: смешать штыб с другими отходами, но уже мукомольного производства. В итоге они нашли такое соотношение отрубей и угольной пыли, при котором получилось экологически чистое топливо, не уступающее по эффективности бурому углю.

Кроме того, при разных параметрах нагрева отрубей и штыба пеллеты в специальном оборудовании могут либо становиться тверже своих аналогов, либо преобразовываться в бездымное топливо. Разработка Романа решает сразу две задачи: дает компаниям возможность использовать экологически чистое топливо, сопоставимое по эффективности с бурым углем, а еще становится способом перерабатывать отходы и экономить место на свалках.

Патент не защитит?

Разработка интересна не только российским производителям, но зарубежным, ведь с 2023 года Евросоюз введет «углеродный налог». Такая мера поможет сократить выбросы углекислого газа в атмосферу. А значит, желающих украсть технологию производства экотоплива будет предостаточно. Роман Табакаев убежден, что повторить разработку не так уж просто. Правда, для этого нужно знать некоторые хитрости при написании патента.

«Мне рассказывали про небольшое предприятие в Томске, где директор совмещал несколько запатентованных разработок, и в итоге получалось что-то свое. Так или иначе, защищенная технология использовалась бесплатно. Отследить такие  случаи крайне сложно», — рассказал ученый.

По его мнению, по-настоящему обезопасить свою разработку можно лишь при условии, что команда будет постоянно придумывать новые решения. Оптимальным решением будет патентовать технологию, но при этом держать особенности оборудования в секрете.

Быть инженером было престижно

Роман прошел все ступени образования Томского политеха — лицей при ТПУ, специалитет, а затем и аспирантуру. С научными исследованиями Роман познакомился еще во время учебы в вузе. После его окончания он работал на одном из предприятий Томска. Через некоторое время ученый сделал для себя вывод, что построить карьеру и получать достойную зарплату с большей вероятностью он сможет, если закончит аспирантуру.

«В 2011-м быть инженером было престижно. Тогда все не хотели, как сейчас, пойти в программисты. Еще мне нравится быть научным сотрудником — я работаю только со студентами, которым интересно», — признается Роман.

За границей нет свободы

Роман считает Томск отличным городом для жизни. По его мнению, по общей атмосфере его можно назвать чем-то средним между  Академгородком Новосибирска и промышленным Кемерово — в Томске присутствует и интеллигентная научная среда, и суровые рабочие. 

«Территория студенчества» — это кварталы вокруг главных корпусов Томского политеха и Томского госуниверситета. Стоит перейти Красноармейскую, и начинаются суровые будни «взрослых».

«В этом и плюс Томска: можно окунуться в атмосферу науки и студенческой беззаботности, а потом  выйти из нее в трудовые будни, и мозг перезагрузится. С другой стороны, в научной среде в Томске большая конкуренция. Людям из других городов сюда ехать нет смысла, им будет тяжело привыкать к столь высоким требованиям», — считает Роман.

С такой «школой» томским ученым легче попасть на работу в зарубежные вузы. Ученый признается, что задумывался о перспективе переезда в другие страны, но никогда не думал об этом всерьез.

«Если объяснять одним словом — я слишком люблю свободу. Я живу в своем доме, у меня три собаки и три кота, и все далеко не молчаливые животные. Где-нибудь в США соседи бы тут же на меня пожаловались. Мне нравится ездить в лес, в принципе слушать русский язык, поддерживать отношения с русскими, а не с иностранцами», — убежден исследователь.

На сегодня команде Романа предстоит создать и наладить автоматизированную линию по выпуску сверхпрочных брикетов. Запустить производство кемеровские инвесторы планируют уже до конца этого года. Основными потребителями нового топлива, по мнению ученого, станут жители северных регионов: привозить в удаленную местность уголь слишком дорого, да и электроэнергия в таких районах стоит дороже, чем в среднем по стране. Еще брикеты будет выгодно доставлять в Европу. За счет более дешевой технологии для зарубежных потребителей его цена будет примерно на одном уровне с местным бурым  углем. Тем более, по эффективности томское топливо ни в чем ему не уступает. Бездымный аналог угля будет востребован в регионах и странах, где наблюдаются проблемы с экологией. Словом, разработка томских ученых точно не останется без внимания промышленников.