Взрыв «Невского Экспресса» 28 ноября породил немало вопросов. Попробуем ответить на некоторые из них.
Что такое «Невский Экспресс»?
Это один из двух самых быстрых и престижных поездов на участке Москва-Санкт-Петербург-Москва. Быстрее его был только поезд № 167/168 ЭР-200, который преодолевал 650 километров между двумя столицами за 3,57 часа, а «Невский Экспресс» № 165/166– за 4,32 часа. "Невский экспресс" ходит ежедневно, кроме субботы из Петербурга и воскресенья из Москвы. Отправление из Петербурга в 18.28, прибытие в Москву в 23.00. Обратное отправление в 18.58, прибытие в Петербург в 23.30. На смену легендарному ЭР-200 сейчас пришел новый поезд «Сапсан». Оба поезда на настоящий момент являются самыми скоростными и востребованными пассажирами, для которых время в пути намного важнее цены билетов. Т.е. это поезда более «VIP класса», так как их более медленные коллеги дешевле по тарифу в несколько раз.
Насколько сложно изготовить взрывчатку в «домашних условиях»?
Абсолютно несложно. Тот, кто имел в школе по химии «4», и умеет варить борщ, из компонентов, продающихся в обычных магазинах, сможет легко изготовить взрывчатое вещество, потратив на это буквально 3-4 часа. При этом полученный результат в зависимости от исходных компонентов и рецептуры может превосходить «тротиловый эквивалент» в 3-4 раза. Я приблизительно прикинул, сколько бы стоил килограмм взрывчатого вещества домашнего производства. У меня вышло, что не более 800-1000 рублей, т.е. чуть дороже обычной сырокопченой колбасы.
Можно ли запретить или взять под контроль продажу компонентов, из которых можно изготовить взрывчатое вещество?
Увы, нельзя. Для этого необходимо запретить продажу солярки, стирального порошка, бытовых растворителей, аккумуляторных кислот, марганцовки и даже обычной ваты. Не говоря уж о жидкостях для пробивания засоров водопровода, и обычных сельхозудобрений.
Можно ли убрать рецепты изготовления взрывчатых веществ из Интернета?
Представители российских спецслужб денно и нощно работают над этим вопросом. Но, тем не менее, до конца решить этот вопрос практически невозможно, также как и запретить абсолютно все порносайты, или сайты экстремистской и прочей противозаконной направленности. У гидры слишком много голов.
Можно ли отслеживать людей, склонных к производству взрывов?
Пиролагния (пирофилия) (греч. pyr — огонь, жар + греч. lagneia — похоть) — вид девиации, при которой возбуждение вызывается созерцанием пламени (свечей, камина, костра и т.п.) или пожара. В тяжёлой форме может сопровождаться патологическим стремлением к поджогам (пироманией). Некоторыми пиролагния рассматривается как разновидность фетишизма, связанная с привлекательностью как самих горящих объектов, так и пожарных, их действий и техники.
Видимо, врачи-психиатры в синергии со спецслужбами должны жестко контролировать подобных людей. В принципе, большинство людей с подобными отклонениями известно и поставлено на учет.
Профилактика — это единственное направление, которое способно приносить положительные плоды.
Хотя абсолютно непонятно, что может придти в голову тихому «саперу в отставке», страдающему хроническим алкоголизмом и недовольным окружающей действительностью, потому что после 25 лет службы в армии оказался в глухой деревне без квартиры и работы.
Что такое «тротиловый эквивалент»?
В промышленных условиях опасными считаются все вещества и их смеси, при разложении которых выделяется тепло. Эти характеристики взрывчатого вещества являются определяющими показателями их чувствительности и разрушающей способности, которую принято отсчитывать от тротилового стандарта (тринитротолуола). Современные боевые взрывчатые вещества могут в разы превосходить тротиловый эквивалент при таком же весе. Соответственно 1 кг тринитротолуола может быть эквивалентен по мощности небольшому кусочку пластида размером с пачку сигарет и менее.
Какое количество взрывчатых веществ в тротиловом эквиваленте необходимо, чтобы пустить поезд под откос?
Еще из школьного курса истории я узнал об операции «Рельсовая война». В июне 1944-го белорусские и украинские партизаны за считанные дни подорвали десятки тысяч рельсов, а потом до подхода наших войск поддерживали дороги на оккупированной немцами территории в изувеченном состоянии.
Обратимся к опыту главного специалиста штаба партизанского движения Ильи Григорьевича Старинова (02.08.1900-18.11.2000): «Партизанские мины обычно экономны. Чтобы разбить рельс, достаточно 200 г литого тротила, если шашка наложена открыто, и 60 г стандартной расфасовки при надлежащей засыпке шашки грунтом. На разрыве колесо сходит с пути, и поезд заваливается».
Добавить тут нечего, вы легко можете представить, сколь мала и незаметна для обнаружения может быть мина, сделанная даже «не из самого мощного тротила».
Насколько легко обнаружить заминированный участок железной дороги?
Исходя из ответа на предыдущий вопрос, практически невозможно. Представьте, насколько сложно найти закопанный предмет, размером с пачку сигарет, находящийся под рельсом и присыпанный щебенкой, да еще на участке в 700 километров, большинство которого проходит по лесам и болотам?
Правда в случае взрыва «Невского Экспресса», по оценкам взрывотехников, мощность СВУ (самодельного взрывного устройства) составила 7 килограмм в тротиловом эквиваленте, что в 35-110 раз больше минимально необходимого воздействия. Однако ясно, что обеспечить охрану путей на всем протяжении также невозможно. Увы!
Почему «Невский Экспресс» и почему сейчас?
Неизвестно. Можно предположить, что повторный подрыв одного из самых современных и престижных поездов во время встречи президента России и Туркмении Дмитрия Медведева и Гурбангулы Бердымухамедова, сильно отвлечет и расстроит президента России. А встреча эта весьма принципиальна, ибо от нее не в последнюю очередь зависит, сколько будет стоить российский газ, и как у нас будут складываться отношения с ближайшими соседями.
"Рельсовая война" белорусских партизан началась так же абсолютно некстати, накануне тяжелых ежегодных переговоров с Украиной по газовому вопросу. Хотя возможно, это не имеет ни к одним из вышеперечисленных событий ни малейшего отношения. Мы пока не знаем, чем закончилось и в каком состоянии находится расследование о предыдущем взрыве 2007 года, хотя представители спецслужб уже поспешили заявить о неких подозреваемых, недавно задержанных и начавших давать показания.
Что дальше?
Неизвестно. Обычно результаты подобных расследований не достигают цели, а если и достигают, то по ряду причин эти результаты не доводятся до сведения широкой публики. Т.е. нам остается только гадать и ждать, что власть предержащие изволят нам сообщить.
А пока будем скорбеть по погибшим, и желать раненым скорейшего выздоровления, а также помнить для живых слова Рашида Нургалиева: "Ежегодно на дорогах страны мы теряем 35 тысяч населения, каждый день в ДТП гибнет более ста человек, из них три-четыре ребенка. В ДТП мы теряем самое продуктивное население в возрасте 26-40 лет".