Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

«Десантники» деревянной архитектуры: инвесторы «Дома за рубль» о том, зачем они приходят в программу

10:00 / 19.11.21
2550

Это – истории искренней любви к городу и его историческому наследию

Мы в социальных сетях:

Больше десяти инвесторов восстановили или восстанавливают сейчас «дома за рубль». У них разные истории прихода в программу, но наиболее часто встречается одна: «часто ездил мимо, было мучительно больно за умирающий дом»… Это – истории искренней любви к городу и его историческому наследию, и в последнем выпуске специального проекта Томск.ру мы вспоминаем самые вдохновляющие цитаты арендаторов, этаких «десантников» деревянной архитектуры Томска, берущих дома по принципу «никто, кроме нас».

Алексей Альпет, владелец фабрики по переработке дикоросов. Вместе с родственником Андреем Зориным восстанавливает дома усадьбы Акулова (ул. Гоголя, 14а, 14/3, 14/4, 14/6).

«Однажды мы разговорились о программе «Дом за рубль» с моим родственником Андреем Зориным – он занимается строительным бизнесом и как раз взял объект для восстановления на улице Гоголя. Андрей спросил: «Может, тоже хочешь?» И я задумался. Стал ездить по улицам и смотреть вокруг более внимательно. Приятных открытий было мало: многие памятники деревянного зодчества осели, покосились, почти исчезли. Вокруг таких мест начинала формироваться и соответствующая среда:  кому захочется вкладываться в благоустройство рядом с руинами?..

Если бы среда менялась, это меняло бы настроение всего города – в том числе для самих томичей. Да, пока домов по программе сделано мало – даже десятка не наберется. Не накопилось какого-то критического количества, которое бы бросалось в глаза каждому. Но если мы  разложим процесс по полочкам, сделаем его понятнее, в том числе с точки зрения экономики, я уверен: инвесторов для деревянного зодчества может стать больше. И однажды какой-нибудь бизнесмен, в очередной раз проезжая мимо нарядного возрожденного дома, подумает: «А кстати. Почему это сделал не я? Какие дома еще можно взять?».

Евгений Калугин, занимается бизнесом, связанным со строительством и арендой недвижимости. Восстановил два дома (ул.Пушкина,5, и ул.Октябрьская,30), вот-вот сдаст третий (пер.Кустарный,6) и приступил к ремонту четвертого (ул.Красноармейская,78а).

«Надо разделять  меценатов и инвесторов. Меценат не думает об окупаемости и может позволить себе строить дом 5-7 лет. Инвестор же хочет заработать на проекте, поэтому должен закончить стройку максимально быстро. Сегодня нужно искать компромиссы в сохранении исторического наследия: одни меценаты этого не вытянут, а у инвесторов все меньше сходится экономика.

Вход в программу «Дом за рубль» прост, даже слишком прост. Смысла не брать нет – проще взять и потом отказаться, поэтому сейчас многие объекты рискуют остаться недоделанными. Так, в доме на Красноармейской, 78а, я уже третий инвестор – два предыдущих так и не приступили к ремонту. Я разговаривал с десятком человек – они реально считают, что оформят аренду, переберут сруб за полмиллиона и быстренько начнут зарабатывать. Но это не так. Прежде чем взять объект, нужно очень четко все просчитать».

Алексей Будников, основной бизнес связан с поставкой медицинских расходных материалов. Восстанавливает дом на ул.Савиных, 10а, взял также соседний дом №10.

«Поначалу отнесся к идее (программы «Дома за рубль») скептически – все же это аренда, а вложений очевидно, что не один миллион. Но потом открыл перечень объектов, выставленных на торги, и увидел адрес ул.Савиных, 10а. Я очень люблю этот район нашего города, часто бываю там по работе, но этот деревянный дом не замечал. Проезжая мимо, раз за разом стал изучать его, представлять, как он мог бы выглядеть, если его отремонтировать, покрасить. Постепенно в голове сложилась картинка.

На старте мы думали, что уложимся в 10-15 миллионов, но сейчас понятно, что будет больше. Мы, конечно, стараемся минимизировать издержки, но ни в коем случае не экономим на качестве: нам этот дом потом эксплуатировать, пусть и хозяевами мы будем всего 49 лет. Дом простоял 100 лет до нас, хочется, чтобы и после он прожил не меньше. Пока мало примеров действительно качественно восстановленных домов, которые выглядят классно, имеют современные коммуникации и сохраняют детали в мелочах. Нужно, чтобы их было несколько десятков, а лучше — сотен. Чтобы пренебрежительное определение «деревяшки» исчезло по отношению к деревянному зодчеству в Томске».

Евгений Меняйло, предприниматель. Сдал «образцово-показательный» дом программы «Дом за рубль» — на пр.Кирова,27а. Сейчас руководит работами на Московском тракте,7.

«Еще в 1990-е годы у меня в собственности был цокольный этаж здания на пр.Кирова,27а, а когда в 2016 году оно было выставлено на торги для передачи в аренду, выбор был невелик: либо брать самому, либо следующие 49 лет мириться с другим собственником, который еще не понятно каким окажется… Я выбрал первое и, в принципе, не пожалел. В процессе работ загорелся: с деревом работать оказалось очень интересно, это живой материал. Как и других инвесторов, меня, конечно же, смущал статус арендатора, а не собственника. С другой стороны, 49 лет – это остаток жизни, и нет смысла делать тяп-ляп, спустя рукава. Хочется, чтобы дом простоял и эти 49 лет, и еще долго после окончания срока аренды.

Концепция была в том, что максимально сохранить облик старого здания, чтобы это был именно отреставрированный, а не вновь построенный объект. Нам удалось примерно на 70 % оставить старые бревна, старые перегородки. У нас несколько нижних венцов новые, но все остальные – аутентичные: каждое бревно до разбора маркировали, а затем собирали заново по номерам, заменив непригодные элементы».

Магомед Бугаев и Дмитрий Рядовой, соучредители IT-компании, занимающейся интернет-маркетингом. В восстанавливаемом доме на ул.Гоголя,16, собираются разместить офис своей компании

«Давно хотели под офис какой-нибудь особнячок: мы растем, количество сотрудников увеличивается, надо больше площадей. В бетонной «коробке» мы сидели восемь лет, поэтому переезжать в такую же не хотели. Узнав о программе «Дом за рубль», мы подумали: вот он, самый классный вариант! Прикольная история – айтишники в избе. В старинном деревянном доме будет располагаться компания, которая занимается инновациями – разработкой ПО, внедрением новых методов продаж в интернете.

Довольно большое количество сотрудников у нас – это вчерашние студенты, которые только-только закончили вуз. Много приезжих, не только из России, но и из Казахстана. Показывая красоту нашего города, мы повышаем его конкурентоспособность, даем ребятам стимул остаться в этой среде и в этой атмосфере. Ведь в нашей отрасли зарплата давно не является единственным мотиватором. Конечно, мы могли бы купить готовый особняк и заехать в новый офис еще вчера. Но мы родились в Томске, и нам не безразлична судьба его старинных домов. Очень рады, что наш город развивается, становится красивее и что у нашего бизнеса есть возможность быть причастными к этим изменениям».

Алексей Дубов, руководит строительным бизнесом. Выиграл один из первых аукционов по программе, восстановил дом на пр. Фрунзе,32а

«Мы смотрели несколько зданий, выставлявшихся на торги, и очень важным критерием было наличие цокольного этажа: мне нравится восстанавливать старую кирпичную кладку. С кирпичом (именно старым, а не сделанным под старину) в Томске проблемы – просто так его купить не получится. Нам повезло: как раз в этот момент разбирали кирпичный забор медицинского института на углу Киевской и Кирова, мы переговорили с подрядчиками и там его приобрели.

Лично для меня в программе больше плюсов. Есть история со строительством, капитальным ремонтом, но это — работа. Здесь же — творческий проект, это вдохновляет. Честно скажу – когда мы закончили дом, был уверен: никогда в жизни не возьмусь за подобный проект! Сейчас, в принципе, думаю: а почему бы нет? Может, через год-два снова созрею. Если рассматривать проект именно с точки зрения бизнеса, то это сложно – большие сроки окупаемости, сильно много заморочек. Намного проще  купить земельный участок, поставить на нем какое-то кирпичное здание  и заниматься арендным бизнесом. За эти пять лет только четыре инвестора сдали «дома за рубль». Зато каждый (включая меня) потрудился, чтобы выяснить историю дома, вникал в детали, находил артефакты… Это люди, которые любят Томск, которым нравится деревянное зодчество, они получают удовольствие от процесса восстановления деревянных домов».

Александр Беликов, владелец крупнейшей в России фабрики деревянных игрушек. Восстановил дом на ул.Пушкина,24, сейчас занимается сложнейшим объектом — памятником архитектуры федерального значения на ул.Тверская,66.

«У города нет возможности решить проблему (с деревянными домами) за счет бюджета, а у нас были энергия, силы, желание и возможности. На решение участвовать в аукционе по Тверской,66, повлияло несколько причин. Во-первых, это очень красивый дом! И он в этом острове бетонно-каменном остался один. Во-вторых, он сложный. Его многие пытались взять, и не получалось. И после того, как мы Пушкина сделали, для себя поняли: повторять примерно то же самое (и тем более брать что-то легче) – неправильно. Раз никто не берется, значит, мы попробуем. Что именно будет внутри после сдачи – вторично, первично то, что мы хотим открыть его для томичей. Хочется, чтобы люди соприкасались с частичкой истории своего города,  его деревянным зодчеством, могли зайти внутрь, потрогать, ощутить атмосферу, соединить себя с этой древней частью томской архитектуры.

В целом восстановить деревянный дом не сложнее, чем построить дачу за городом. Просто здесь добавляется ответственность – строя дачу, ты отвечаешь только перед собой, здесь – перед общественностью. У меня было, наверное, несколько десятков встреч с людьми, которые интересуются «Домом за рубль», я со всеми с удовольствием делюсь опытом. Да, сейчас не лучшее время для вложений – последние два года всем без исключения предпринимателям стало гораздо тяжелее вести свои дела. Но это не значит, что мы должны ставить крест на программе. Пройдет год-два-три – и обязательно появятся люди, которые увидят дом, который им нужен, появятся возможность и силы – и они их реализуют».


Все выпуски можно найти здесь.