Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Провокации или полноценное современное искусство: чем томичам запомнится последний Street Vision?

14:00 / 10.12.21
1781

Теперь судьба фестиваля целиком и полностью лежит на плечах его создателя

Мы в социальных сетях:

В начале осени 2021 года стало известно, что юбилейный фестиваль современной уличной культуры Street Vision станет для Томска последним. По крайней мере, в том виде, в каком он существовал десять лет. Теперь судьба фестиваля целиком и полностью лежит на плечах его создателя и идейного вдохновителя — Ивана Ларионова. Так или иначе, переживать за событие точно не стоит, даже несмотря на то, что нацпроект «Культура» никак не обращает внимания на стрит-арт, организаторы не оставят томскую аудиторию без подобного культурного движа.

«Мы не продавали бренд, нас никто не запретил, слава богу, я никуда не переезжаю. Просто пора заканчивать эту историю и начинать новую. <…> Спасибо всем, кто поддерживает фестиваль, сильно не расстраивайтесь, до встречи в июне», — сообщает в своих социальных сетях Ларионов.

Впрочем, впечатлений от последнего фестиваля у томичей и приезжих авторов осталось еще очень и очень много. Создание огромных муралов на городских стенах, выставки, современные танцы и многое другое. Чем запомнился девятый фестиваль современной уличной культуры?  Обо всем по порядку.

ВЫСТАВКИ И ИНСТАЛЛЯЦИИ

На протяжении трех дней в разных точках города томичи и гости столицы могли наблюдать множество фотографий: от индустриальных пейзажей до своеобразных автопортретов; множество граффити и прочих представителей необычного изобразительного искусства.

Все это расположилось на нескольких выставочных этажах, где также можно было найти необычные скульптуры и инсталляции вроде крайне символичной полуразрушенной кирпичной стены или же карикатурно выполненных из картона панельных домов. Кроме этого, на всех площадках можно было найти различные мастер-классы и лекции, на которые организаторы в несколько последних лет делали особый акцент.

«Просто «туса» нам уже не так интересна. Хочется попробовать решить какие-то проблемы в Томске. Но тусовочный дух все равно останется. Все, что сохранилось, — было и десять лет назад. Ничего не пропало и не исчезло. На первом фестивале были инсталляции, картины, фотографии, граффити, музыка, брейк-данс, маркет. Единственное, чего не было тогда, — фуд-корта и образовательной программы. Теперь все стало больше», — вспоминает Ларионов.

МУРАЛЫ И ОГРОМНЫЕ ГРАФФИТИ

Особый ажиотаж в этом году вызвали работы в стиле стрит-арт, которые наконец-то вышли в городское пространство, превращаясь в полноценное дополнение томских улиц. Главной звездой стала работа «Принцесса-свинка», которая стала самым настоящим камнем преткновения между городскими властями, организаторами фестиваля и ее художником.

«Я сам из Киргизии, и в последние годы у нас в стране появилось много вопросов относительно религии. Эта тема коснулась и меня. В частности, меня заинтересовало такое понятие, как «харам» — «запретное». Символом такой неугодности, несоответствия чужим правилам стал свиной пятачок у девочки. Череп в ее руках отражает смерть. Используя эти элементы, я постарался сделать работу максимально нежной и, может быть, даже сказочной, чтобы создать контраст и передать ощущение тревоги от того, что не всё так «розово и пушисто», как мы хотим видеть», — рассказывает про свою работу автор под псевдонимом CHERVI 1.

Так или иначе, с муралом пока что все в порядке, и закрашивать его местные власти не торопятся. Ровно как и другую работу фестиваля — расписанную в аутентичном сибирском стиле стену на улице Бакунина. В ней автор Миша Мак постарался отразить то, что он увидел в городском и традиционном стиле Томска.

«Мне хотелось сделать мурал в стиле Томска, учесть элементы геральдики, локальной колористики и особенности локации. По-моему, удалось. Кроме этого, сделал множество «нелегальных» работ в городе. Если смотреть на мое спонтанное творчество в городе взглядом системного регламента, то я действую достаточно дерзко, но везде мне были рады», — отмечает автор.

ЧТО ЖЕ БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

По мнению Ивана Ларионова, создателя фестиваля, сам формат себя уже давно изжил. Еще в 2018 году, когда проходило одно из самых крупных событий, пришло разочарование. Оказалось, что идея с увеличением масштаба сыграла плохую шутку: в Томске не оказалось столько людей, которым могла бы быть интересна подобная культура.

«Нужно расти не вширь, а вглубь. Нужно думать о формате, мы увеличили количество площадок, одна может быть вообще в свободном доступе. Но чтобы все вместе на одной площадке все три дня — так мы больше уже не будем делать», — рассказывает Ларионов.

Через десять лет он хочет видеть фестиваль полноценным сообществом или даже движением, где люди будут высаживать деревья, работать с молодежью, делать что-то максимально созидательное. Ларионову хочется, чтобы это были самодостаточные и самоосознанные люди, которые выросли вместе с фестивалем.

Нам же остается только ждать последнего Street Vision в июне 2022 года, чтобы попрощаться с фестивалем и узнать, что же из него смогут сделать организаторы в будущем.


Все выпуски проекта здесь.