Источник фото: Мария Купрессова
Интересное

Из-под воды – в историю: выпускница ТГУ о чемпионских титулах и важных жизненных уроках

16:00 / 17.12.21
6781

Маша Купрессова идет на тренировку по гимнастике… но сворачивает в бассейн «Томь»

Мы в социальных сетях:
Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь ни выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.

Начало 90-х годов. В Томском дворце спорта разгар занятий: на катке, в гимнастическом зале. Маша Купрессова идет на тренировку по гимнастике… но сворачивает в бассейн «Томь», где сейчас располагается комплекс «Факел». Тогда плавание стало спасением от нелюбимых тренировок, спустя несколько лет – страстью и возможностью стать чемпионкой и поехать за границу. А сейчас это спортивный клуб, которым Мария руководит уже больше 15 лет. Огромную роль в таком интересном пути сыграло не только плавание, но и исторический факультет ТГУ.

Интересовала не история, а истории

История моей семьи очень тесно связана с ТГУ. Я являюсь потомком династии Демидовых, из этого же рода происходит ученый и меценат Павел Григорьевич Демидов, пожертвовавший огромную сумму на строительство университета. В ТГУ учился мой брат, туда поступили сейчас племянницы, мама преподавала на культурологии, папа приложил много усилий для открытия факультета международных отношений…

Сам Демидов был ученым-натуралистом, изучал коммерцию, горное дело, минералогию, металлургию, естественные науки, а затем знакомится с европейской культурой. Также значительная часть представителей нашего рода получила медицинское образование, я тоже хотела поступать в СибГМУ, в школе закончила биолого-химический класс. Но на абитуриентских курсах выяснилось… что я боюсь крови, прям до обморока. Так как мама — историк, а папа – политолог,  решение изучать историю в классическом университете сформировалось само собой. А репетитором к поступлению у меня была мама. Она на мне испытывала систему записи информации на подкорку (часть информации давала усваивать мне во сне), другими методами готовила.

    

Мама мне заложила особое видение истории. Она не пичкала меня датами и не пересказывала учебник, а начинала всегда с личности. Например, когда рассказывала про Вторую Мировую, открывала мне секреты Гитлера: что, оказывается, он был популярным у женщин, а в подростковом возрасте его все ненавидели. И это делало фигуру выпуклой, человечной, реальной. Мама показывала, как в конкретном событии поступал тот или иной исторический герой и что сделал, чтобы решить задачу, стоящую перед ним. И именно мама создала у нас родовое древо, собрала старые фото, вырезки из газет XVIII, даже объявления томского венеролога Купрессова тех времен.

Я не обманывала: я ведь ходила на тренировки… но другие

Я была болезненным ребенком. В 4 года мама отвела меня заниматься художественной гимнастикой. На этом месте раньше был бассейн «Томь» и чуть дальше – Дворец спорта с катком, огромными залами, там располагалась база художественной гимнастики. Честно: я не была готова к такому жесткому подходу, требованиям и методам воспитания со стороны тренеров. Тебе могли спокойно ударить скакалкой по носкам или ягодице, если ты не дотягивал стопу. Это было больно, обидно и я рада была найти любой способ не пойти на тренировку. Но родители настаивали и не слышали меня. 

Я ничего умнее не придумала, как собирать сумку на тренировку, подниматься на верхний этаж дома и сидеть там час. В один из дней меня увидела моя подруга Таня Жукова по дороге на тренировку в бассейн в клуб «Скат» и позвала с собой. Там познакомилась с первым тренером Кочетковой Нонной Геннадьевной, позанималась в сухом зале (плавать умела только по-собачьи), и меня взяли. Позже надели ласты, научили дышать в трубочку и я поплыла. Там была теплая атмосфера, никто не издевался.. Но родителям я сказать не могла об этом два месяца, пока мама случайно не встретила моего тренера по гимнастике. Дома был серьезный разговор, но все обошлось. За «Скат» я так и продолжила плавать и до поступления, и после, участвовала в соревнованиях.

Плавание дало шанс посмотреть мир и «потрогать» историю

Когда я поступила в 1995 году на Истфак ТГУ, я много выступала за «Скат», тогда клуб был на «пике». Спортсмены ТГУ показывали очень высокие результаты, много ездили на Кубки мира, международные старты. Уже на 1 курсе я выиграла взрослые чемпионат Европы, мира среди девушек. И мне присвоили звание Мастер спорта международного класса. Еще через год я получила заслуженного мастера спорта РФ.

Занятие спортом дало мне возможность ездить по миру. И были моменты, когда мы посещали исторические места. Время было сложное: конец 90-х, а у нас была возможность путешествовать. И я все исторические события, которые описаны в учебниках, могла на памятниках истории наблюдать, слушать глубже, где-то прикасаться к ним. Я обожаю свою страну и ее историю: было много интересных личностей, которые своими действиями  хотели поднять Россию, но в силу событий у них не получилось. Я уважаю их и всегда примеряю на себя: а как бы я сделала на их месте?

«Одним из моих любимых преподавателей стал замдекана Попов Николай Иванович. Он очень часто поддерживал меня в учебе. Вообще Попова в группе все любили, я не знаю  ни одного своего одногруппника, кто нелестно хоть раз о нем отозвался. К нему могли прийти, поплакаться, он всегда поддержит, настроит, и если студент не прав – в спокойном разговоре объяснит, где ты не прав».

Нет ничего хуже, чем сдавать сессию в одиночку

Университет предоставил мне такой формат как «свободный график»: разрешили пропускать занятия и растянуть обучение на 7 лет. Я смогла уложиться в пять: для меня самым ужасным было сдавать сессию отдельно вне графика без групповой поддержки, когда все стоят за дверями перед зачетом или экзаменом. Замдекана Попов Николай Иванович всегда вставал на мою защиту: занял позицию, что преподаватели ко мне должны относиться лояльнее, чем к обычным прогульщикам. Да, я пропускала, но на зачеты старалась успевать. Получалось почти всегда, за исключением самой первой сессии, где мне преподали очень важный урок.

Я не  успела и шла сдавать отдельно. Педагог не знала  ни о моих титулах и званиях, ни о том, каким спортом я занималась. Отношение в то время к спортсменам было как к людям недалеким. Да и я не сильно любила рассказывать о спортивных  заслугах. Это помогает только на дорожке: когда оппоненты слышат твои регалии. А на экзамене ты в первую очередь студент.

Я вытянула билет, мне дали время подготовиться… и первым вопросом было: «Девочка моя, что ты делаешь на историческом факультете? Вот ты спортсменка. Ты что, прыгаешь?» Я не поняла о чем речь. Прыгать я умею, вроде. Сказала: «Ну да, прыгаю». «Ну и прыгала бы себе, поступила бы на спортфак». Только к концу разговора, когда я о себе немного рассказала, ее отношение ко мне поменялось, но это мне было колоссальным уроком.

Кстати, она в итоге все же оказалась права: я стала тренером и не оставила спорт. Но я знала, зачем я шла на исторический: за развитием своей личности. Я получила там огромную базу, научилась общаться с людьми, получать пользу от новых контактов, очень сплоченную группу в университете.  Это действительно была команда, мы до сих пор поддерживаем  тесные отношения, помогаем в делах и бизнесе.

Образование пригодилось не в школе,  а в канцелярии

В 2000-м году у нас была на выпуске педагогическая практика. Я проходила ее две недели в 12 школе и мне безумно понравилось!  Но, наверное, настроение общества в тот момент, отношение к этой профессии как непрестижной меня от мысли этой отвернуло. Мне тогда не важно было, сколько платят – а вот отношение зацепило. Плавать я тогда закончила: понимала, что спортсмен в разъездах никому не нужен как работник. Я считала себя супер-сотрудником: сильна, с образованием, схватываю на лету! Но на тот момент не понимала: чтобы пойти  на какую-то работу, у меня базы другой нет. Тогда шел второй созыв Законодательной думы области (тогда она называлась Государственная дума Томской области), где создавались законопроекты. И меня взяли.. в канцелярию думы. Там текучка была большая, люди не выдерживали ритма: то бегаешь, развозишь депутатам документы, то сидишь весь день печати ставишь.

За это время я обросла знакомствами. Вообще дослужилась там до секретаря руководителя аппарата думы. У меня был контакт с каждым помощником депутата. Огромным плюсом стало историческое образование в государственном учреждении: я могла поддержать любой разговор в перерыве, дома с родителями продолжала говорить о работе.  Чему главное научили родители и исторический факультет: не надо навязывать свою точку зрения никому: надо принимать информацию, уметь слушать и слышать. И у меня сложись хорошие отношения с депутатским корпусом.

Поняла, что могу стать инструктором, а после – самой готовить их

В канцелярии думы я выдержала 4 года. После спорта у меня стала неметь правая сторона, а из-за того, что я много сидела на работе и ушло движение – тело дало компенсацию на одну сторону. Я понимала: надо что-то делать. Пошла на аэробику в ТГУ, но мне не понравилось. Потом поняла, из-за чего:  когда не обращают внимания и дают новичку программу не по силам – это вызывает отвращение. Второй раз, когда пришла через год, поняла: я ведь тоже могу встать на место инструктора и не платить, а зарабатывать. 

Когда я начала работать инструктором,  старалась совершенствовать себя и искала школы. В Томске сильной не было, в итоге я дошла до Петербурга, Москвы, потом училась в Италии, Германии. Со временем я стала уже руководителем клуба. Уволилась из думы, открыла клуб «BJ» и стала в «Факеле» первым и центральным арендатором. Мы с коллегой там первое время выполняли все роли: от администратора до инструктора и уборщика. Поняли: не вытянем такого ритма, а потому надо расширять штат. Но все инструкторы, кто приходил, нас не устраивали: у них не было базы, а у нас такая огромная школа за спиной была.

Мария Купрессова добилась успеха и как спортсмен в фитнесе: стала чемпионкой России по версии НАП (самой крупной организацией пауэрлифтинга в России), финалисткой чемпионата мира по фитнесу

Все привело к тому, что мы стали обучать сами, получили лицензию, написали классную программу для обучения  инструкторов групповых программ и персонального тренинга. Вот тут мне очень пригодились связи и с моими бывшими коллегами. Долгое время мы были единственной организацией в Томской области, у которой была лицензия на такую спортивную деятельность. Сейчас у меня занимаются многие коллеги из разных госструктур, также в бассейне ТГУ арендуем дорожки от спортивного центра «Факел», чтобы проводить тренировки с детьми.

Я уверена, что  выпускники исторического факультета — уникальные люди. Они приспособлены ко всему в этом мире, это образование – с которым потом выпускник сможет найти себя в любой другой профессии. Там дается такая жизненная база, которую можно применить везде. Историки не пропадут нигде.

Интервью записано 21.10.2021


Университет без границ — интерактивный медиапроект о выпускниках ТГУ. Большие достижения, интересный путь и благодарность к альма-матер: читайте потрясающие истории на сайте проекта.