Источник фото: Наталья Барова
Интересное

«Не-успешный успех»: выпускница ТГУ Наташа Барова о фотографии, Японии и маленькой борьбе с культом успеха

21:00 / 21.12.21
5311

Детская мечта Наташи Баровой — увидеть Японию

Мы в социальных сетях:
Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь ни выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.

Детская мечта Наташи Баровой — увидеть Японию — осуществилась дважды: сначала девушка приехала туда туристом, а спустя время приехала в Киото на год: жить, учиться в языковой школе и фотографировать. В ее портфолио – десятки снимков пейзажей Японии, портретов, репортажей и стрит-фотографий. Расти как фотографу и строить карьеру Наташе помогли проекты, которые она и ее одногруппники делали на факультете журналистики ТГУ.

Портфолио стал журнал о ребятах «из двора»

Есть одна фотография, которую сейчас Наташа считает «глупой, но забавной». На ней паровозиком стоят памятник Чехову, бабушка, мама, тетя и младшая сестра девушки. Это фото выиграло городской конкурс фотографии «Семейный фотоальбом», Спонсором одной из номинаций стала «Академия фотографии», которая приняла Наташу на курс бесплатно в 9-м классе. С «Академией» Наташа будет работать (и преподавать там) и после, но вернувшись уже с бэкграундом в виде факультета журналистики ТГУ.

Получить профессию фотожурналиста и поступать в ТГУ на факультет журналистики посоветовал друг семьи, тоже фотограф. Он привел меня в фотокружок Дома детского творчества у Белого озера. Год перед поступлением я и мои будущие одногруппники ходили на подготовительные курсы факультета журналистики и практиковались в детской газете «Муравейник». И по субботам были занятия для тех, кто хочет пойти на дизайн. Наш преподаватель Юрий Николаевич Мясников предложил делать журнал про ребят из его собственного двора: он с ними общался хорошо. В итоге этот журнал мы использовали как портфолио при поступлении.

Я поступала в 2012 году и задержалась на факультете до 2018, пока не окончила магистратуру. Нас распределяли по желанию – я изначально готовилась поступать на направление «Дизайн периодических изданий», сейчас это кафедра дизайна, новых медиа и фотожурналистики. Нас в группе фотографов было всего 4-5 человек, также на факультете учились иллюстраторы, дизайнеры, теле- и радиожурналисты. За успехами одногруппников я наблюдаю через Инстаграм. Например, Таня Дергачева участвовала в командном конкурсе от Газпрома, ее там заметили и пригласили в подразделение Digital horizon, где она теперь работает со стартапами. Никита Пушкин сейчас работает дизайнером за границей, а в студенчестве организовал городской журнал о Томске Ground, который выходил в 2014-2017 годах. У нас была большая классная команда, планерки, все, как у настоящих журналистов. Я снимала в основном обложки. Мы даже печатались в «Альма-матер».  А наши последователи с младших курсов позже создали новое томское медиа «Постер» и предложили вернуть наши материалы в онлайн.

Журнал «Граунд» нашел свое продолжение в новом медиа «Постер»

Из преподавателей «главным» для меня стал мой научный руководитель, Сергей Вадимович Захаров. С этим человеком я работала со 2-го курса до окончания магистратуры, он видел мои сопли-слезы, все переживания. Запомнилась и Галина Владимировна Кручевская. Она вела у нас правовые основы журналистики, я ее предмет пересдавала раза 2-3. На экзамене мы ее боялись до чертиков: очень требовательный преподаватель. А вот на лекциях это была очаровательная женщина, просто золото.

Нас научили проектному подходу. Применить его можно не только в фотографии

При обучении на журфаке ТГУ наши преподаватели все время говорили о проектном подходе и в дизайне, и в фотографии. Особенно много внимания этому уделяли в магистратуре. Проектный подход можно применить буквально ко всему в жизни, он универсален. Есть понятный алгоритм, и если его придерживаться, то проект будет развиваться. План, стратегия, можно по-разному называть.

Преподаватель Илья Юрьевич Мясников  говорил про две цели каждого из проектов: назову их «приземленная» и «высокая». Как пример: мы в магистратуре на его парах поделились на группы и выбрали довольно странные проблемы для их решения с помощью проектного подхода. Таню Дергачеву беспокоила беспорядочная расклейка объявлений в неположенных местах. Первой целью было повлиять на саму расклейку, а второй — изменить сознание людей и сделать город чище.

Когда не знаешь, за что браться, можно подумать о проблеме и цели как о «проекте», то сразу становится чуточку проще. Я так организовала свои сборы в Японию уже после обучения.  Определяешь шаги, сроки выполнения — и вперед. Хотя творческим людям может быть с таким подходом непросто.

Ретро-стайл, постапокалипсис и давление общества

На втором курсе у нас начался общий курс «Фотожурналистика» и спецсеминар для тех, кто хочет писать курсовую по фотографии. Заданием для всех было снять что-то вроде фотоистории. А фотопроекты начали делать уже на 3-м курсе те, кто выбрал фотографию своей специализацией. Я тогда хотела быть похожей на мастеров немецкой школы фотографии, снимать что-то абстрактное, и сделала проект. Сейчас из всех снятых в его рамках мне нравится одна фотография: где на фоне холмов Хакасии лежит пустая канистра для бензина.

Любимая работа Наташи в проекте «След»

Веселья во время учебы было много. Моя группа 2422 была креативной, мы постоянно что-то придумывали. На первом курсе, в сентябре, сделали фотопроект в ретро-стиле в буквальном смысле: я снимала на пленочный фотоаппарат «Киев 88». Потом вручную проявила и напечатала фотографии «по старинке»: в темной комнате с красным фонарем.

А в конце первого курса мы придумали и сняли фотопроект, где переснимали афиши к фильмам и сериалам («Друзья», «Молчание ягнят», «Мистер и миссис Смит» и другие). В начале второго курса снимали постапокалипсис. Она осталась незаконченной, поэтому мы ее не опубликовали

Я все время пыталась снимать что-то не про то, что происходит снаружи, а про личное, внутреннее. К сожалению, на этом фоне я умудрилась заработать себе депрессию, и это толкнуло меня снять проект «Мама, я боюсь» в качестве дипломной магистерской работы. В проекте было две части: в первой я собрала интервью и сделала портреты молодых ребят от 20 до 30 лет, где расспрашивала их о том, что для них успех, чувствуют ли они себя таковыми или нет, оказывают ли давление родители, общество? Влияют ли на них соцсети, где каждый стремится показать идеальную жизнь? Во второй части я снимала автопортреты, пытаясь выразить те страхи, сомнения и переживания, о которых рассказывали мне ребята и которые я испытывала сама: давление со всех сторон, надо замуж, надо детей, надо нормальную работу, надо на пенсию копить. Самое главное для меня было то, что я попыталась об этом рассказать. Когда ты пишешь дипломную работу о себе, это тяжело и полезно, как фототерапия.

В фотопроекте «Мама, я боюсь» сняты обычные люди и их переживания, выраженные в предметах

Секрет красивых фото на паспорт

Работать я начала практически сразу: с 1-го курса где-то помогала со съемками, с 3-го курса фотографировала для городского портала, еще для одного томского издания.  На первом курсе параллельно прошла вторую ступень курса «От азов к мастерству» в «Академии фотографии» и после выпуска стала частенько практиковаться в их студии. Полгода, наверно, там мелькала довольно часто, поэтому меня позвали зимой (я была на втором курсе) подрабатывать по выходным. Сначала была просто администратором, потом стали доверять делать фото на документы, а после и съемки.

Сфотографировать красиво на паспорт — на самом деле ни разу не просто, придется потратить минут 20 минимум. Я училась снимать фото на документы почти 4 месяца. Секрет в том, что, когда человек приходит фотографироваться на документы, он напряжен и заранее знает, что получится некрасивым. А я старалась, чтобы человек ушел довольным с красивой фотографией, пыталась шутки шутить: «Подумайте о котиках» и тому подобное. В конце концов что-то получилось. Я и себя на какой-то документ фотографировала сама.

Как фрилансер снимала частные портреты и свадьбы. Также начала вести практические занятия: мне многое проще показать, чем объяснить словами. При этом я считаю, что совсем без теории и истории фотографии обойтись нельзя. Я вела курсы для детей и взрослых «Основы фотографии» и «Основы работы в Adobe Lightroom».  Во многом помог опыт, приобретенный в ТГУ.

Токио и Киото: исполнила детскую мечту

История с Японией начинается не очень весело: у меня умер папа и оставил наследство, позаботился о нас с сестрой. В тот год он прислал мне открытку: «чтобы исполнялись все хотелки», я последовала совету, обновила парк техники. И была нереализованная мечта: как все подростки. я увлекалась аниме и очень хотела поехать в Японию. В 2019 году, в октябре, увидела объявление: одна из блогеров, на которых я подписана, написала, что хочет провести тур в Японии со всеми желающими…  И спустя месяц я полетела в Токио как турист, была в восторге. В последний день я зашла в местный синтоистский храм (японцы свои храмы обожают) и пожелала снова сюда вернуться.

Через полгода, в апреле 2020-го, когда во время карантина школа была закрыта, мне на глаза попадалась реклама агентства, которое помогает всем желающим приехать учиться в Японию. У меня что-то щелкнуло. Месяц думала и в последний день набора сказала, что хочу поехать. Через 4 месяца, в октябре 2020 года, уже полетела. В Токио снова я не захотела, Осака не понравилась, выбор пал на Киото. Город оказался «моим»: похож на Томск, но раза в 3 больше. Население где-то полтора миллиона, спокойный и тихий.

Японский отличается от всех языков, даже параллели не можешь провести. Рассказать о себе на японском я теперь могу, но язык я выучила не до того уровня, которого рассчитывала достичь за год. В языковой школе можно учиться только два года, и многие искали подработку. Найти ее — дело удачи и случая. Кто-то смог с первого раза, кто-то, как я, с двадцатого. Это почти не зависит от уровня языка. Конечно, в Токио найти подработку ребятам удалось гораздо быстрее, потому что там просто больше рабочих мест. Также там рады айтишникам и технарям. Я работала в раменной, где готовят особый его вид — цукемен. Лапша подается отдельно от супа, ее окунают в него и едят. Это был интересный опыт: никогда в жизни ничем, кроме фотографии, не занималась.

Фототренды из 90-х: типичная семейная фотография и свадебные церемонии

Стрит-фото — это самый легкий, ненапряжный жанр фотографии для меня. Мне не нужно ни с кем общаться, контактировать. Я просто гуляю по городу и между делом снимаю картинки. У меня не было каких-то глобальных целей, я снимала просто так. Япония очень легкая для стрит-фотографии страна. При этом процесс студийных съемок отличается от привычного нам.  Здесь много фотостудий вроде легендарной томской «Улыбки». Скорее всего, там фотографировались все, кто родился в Томске. Вот и в Киото было много фотостудий, которые делают классический семейный портрет: мама, папа, ребенок сидят с каменными лицами, мама и ребенок в кимоно, папа почему-то в костюме. В Европе и России сейчас семейные портреты снимают немного иначе: есть и постановочные кадры, но есть и движуха, репортажный стиль.

Фотостудии здесь как работают: приходишь, тебя полностью одевают, подбирают костюм и снимают 3-4 кадра. Есть фото для бабушек и дедушек, которые хотят оставить фотографии семье «на память». Их для фото «омолаживают» лет на 15.

Свадебная фотография Японии отстала от современной лет на 10-15 по ощущениям. Как и мода на платья и костюмы жениха и невесты: платья-торты, перчатки и блестящие костюмы у женихов. Есть два пути провести свадебный день. Либо чисто европейский стиль, как раз с платьями-тортами и шикарными гостиницами с мини-церковью. Либо второй путь – отметить по-религиозному: . Процессия очень красивая, но достаточно дорогая, невеста проводит весь день в тяжелющем классическом кимоно. Да и в целом свадебное торжество в Японии—дорогое удовольствие. Молодежь чаще просто расписывается в мэрии и устраивает фотосессию в свадебных нарядах. Никаких банкетов и торжественных приемов. Максимум — семейный ужин и вечеринка с друзьями.

Я могла себе позволить только год в языковой школе. Это очень бьет по карману, плюс был языковой барьер и особенности визы. Я должна была либо найти там постоянную официальную работу, либо выйти замуж. Поэтому остаться в Киото я не могла.

Сейчас я вернулась и буду думать, как жить дальше и что делать, но точно хочу остаться в фотографии. Эта работа — действительно классный опыт, способ попасть туда, куда другие не могут, и увидеть то, что они не видят.

Интервью записано 05.10.2021


Университет без границ — интерактивный медиапроект о выпускниках ТГУ. Большие достижения, интересный путь и благодарность к альма-матер: читайте потрясающие истории на сайте проекта.