Источник фото: Сбербанк
Интересное

От космоса и до здоровья: как рынок страхования позволяет максимально снижать риски

14:20 / 21.12.21
2450

Какие стратегии россияне выбирали в страховании в этом году,

Мы в социальных сетях:

Управлять своим благосостоянием более эффективно сейчас могут как жители относительно частных вопросов, так и крупнейшие компании: помогает им в этом рынок страхования. За последний год он вырос в несколько раз, в том числе за счет СберСтрахования. 

О том, какие стратегии россияне выбирали в страховании в этом году, о развитии компании и новых направлениях, которые она открывает, на пресс-конференции рассказали Наталья Алымова, старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка, Михаил Волков, гендиректор СберСтрахование, и Игорь Кобзарь, гендиректор «СберСтрахование жизни». 

Сборы растут, выплаты – тоже

Страхование становится все более популярным у россиян, это подтверждают цифры: по предварительным данным,  сборы СберСтрахования составят в этом году 31 млрд рублей, то есть на 44% больше, чем в 2020-м. Выплаты же увеличатся  на четверть до 2,5 млрд. Как отметила Наталя Алымова, значительно выросли сборы по корпоративному страхованию: они увеличатся примерно в 5 раз до более чем 11 млрд рублей. Розничное растет не так стремительно: за год всего на 2%. 

«Основным достижением  уходящего года мы считаем то, что из низшего игрока, специализирующегося в основном на видах страхования, прижатых к основным банковским продуктам, СберСтрахование семимильными шагами становится полноценной многофункциональной компанией, универсальным страховщиком. Об этом говорит запуск собственного ОСАГО в октябре этого года, КАСКО, ДМС – то есть выход на такие крупные рынки, на которых ранее страховая компания не работала», — отметила Наталья Алымова.

Так, СберСтрахование предлагает множество программ. Это автострахование (КАСКО, ОСАГО и GAP-страхование, причем первые два теперь можно оформить онлайн), страхование путешественников (также доступно онлайн), ипотечное страхование, которое также включает в себя программу по страхованию от потери работы, защита карт, любимых вещей, квартиры и дома. Большой пул программ касается страхования здоровья: полисы ДМС, защита детей, питомцев, защита от клеща (особенно актуально в сибирских условиях), нововведение – защита от COVID-19 себя или близких, защита от последствий вакцинации от вируса, также защита от травм и другие виды страховок.  Кроме того, в следующем году компания готовится запустить программы «ДМС для трудовых мигрантов» и «Защита от критических заболеваний».

Например, автострахование стало главным проектом компании в области риск-страхования: СберСтрахование запустил маркетплейс ОСАГО и уже продал  210 тысяч полисов автовладельцам на 1,1 млрд. Сейчас на маркетплейсе работают 12 страховщиков. В будущем году сохранится расширенное предложение страховок, причем помимо банка и специальной площадки их можно купить и на партнерских платформах банка.

Непосредственные инвестиции стали значительно интереснее премиальным клиентам. За этот год сборы составили 35 миллиардов рублей: почти в 3 раза больше, чем годом ранее. Как отметили в СберСтраховании, продукт демонстрирует хорошую доходность. 

Кредитное страхование переходит в онлайн-сферу:  в приложении СберСтрахование и Сбербанк Онлайн оформляются  больше 80% потребительских кредитов. Здесь же развивается спрос на продукты-конструкторы: клиенты могут застраховать жизнь, здоровье, потерю работы, снижение оклада. Кстати, последние два пункта стали одними из самых востребованных на рынке страхования. 

Все больше интереса люди проявляют и к программе «Страховой брокер», за год по которой компания получила 9,9 млрд рублей сборов и заключила 102 тысячи договоров страхования. 

Страхование жизни: возможности и особенности

А вот страхование жизни  россияне пока осваивают постепенно: из-за смены продуктовой линейки в 2020 году объемы сократились, при этом в 2021 году, по прогнозам компании, сборы составят 148 млрд рублей – рост на 39% за год. Жители заключили со СберСтрахом 102 тысячи договоров страхования.  Важно, что этот инструмент также становится инвестицией: компания разработала продукт-конструктор из базовой и расширенной частей. Доходность ИСЖ полисов превысила 3,6% годовых. Средняя доходность 7,8% годовых: выше, чем депозиты в крупнейших банках. 

«Один из драйверов роста – ИСЖ. Очень приятно, что мы растем в новой парадигме – роста доверия. В ИСЖ одна из проблем – доходность, она порождает кризис доверия. Около 2 лет назад менеджмент принял важное решение о снижении комиссии агенту. Мы одними из первых начали снижать комисси, причем радикально. Всю прибыль направлили на доходность клиента. Шаг непростой для менеджмента. Все понимают – возможное снижение продаж было. Но это важный долгосрочный шаг, и в этом году мы видим итоги. Повысили ликвидность продуктов, расширии линейку и предлагаем клиенту полноценные широкие инвествозможности», — отметил Игорь Кобзарь. 

По прогнозу на 2023 год доходность по рублевым полисам ИСЖ останется на высоком уровне и превысит ставки по депозитам при нейтральном сценарии. Средняя доходность сейчас — 7,8%. 

Экология, космос и крупные игроки

Как отметил Михаил Волков, гендиректор СберСтрахование, так как компания трансформировалась из «низшего игрока» в полноценного страховщика, сейчас она охватывает новые, более крупные отрасли, чем индивидуальное страхование.

Новый тренд – комплексное экологичное страхование, одно из направлений, по которому будет развиваться страховой рынок. Пока этого рынка в России нет, и такая практика коррелирует с ESG-стратегией, на которую переходят многие фирмы и предприятия сегодня. 

Один из показательных примеров развития страхового российского рынка – это космическое страхование. СберСтрах стала участвовать в этих рисках с собственным удержанием от 80 до 1000 млн рублей( то есть от 1 до 12 млн евро). 

«Еще год назад мы абсолютно не были представлены в сегменте страхования космических рисков. Мы начали работу, по сути, с середины этого года, и сегодня с гордостью могу сказать, что мы являемся одним из существенных игроков на этом рынке. Как известно, емкости на российском рынке для крупных рисков всегда не хватает. Поэтому новая емкость востребована, и со всеми нашими клиентами, которые имеют отношение к космической  индустрии, мы уже создали большую ценность, потому что оживили этот рынок, принесли новые элементы конкуренции. Очень приятно, что российская космическая отрасль развивается очень активно и, к счастью, безубыточно. На сегодня 74 последние запуска прошли безаварийно», — отметил Михаил Волков.

В этом году СберСтрахование поучаствовало в крупных международных программах: 10 миссий OneWeb и запуск многоразового космического корабля Dream Chaser. Также компания стала лидирующим перестраховщиком одного из самых больших модулей на МКС «Наука», Программ ФГУП «Космическая связь» по орбитальной эксплуатации 9 спутников, запуска MC-20 Space adventure, также КА «Экспресс АМУ3» и «АМУ7» на ракете-носителе «Протон-М». Причем риски действительно велики: например, модуль к МКС «Наука» пристыковался далеко не сразу, однако все же выполнил задачу. 

В сфере космоса СберСтрахование  запустило работу и с Китаем, рынок которого гораздо сложнее в отличие от российского.  Сейчас компания получила аккредитацию китайского регулятора и может страховать запуск китайских космических кораблей. 

Для удобства клиента

Цифровизация широко развивается как в корпоративном, так и в индивидуальном страховании.

«В группе Сбера мы уделяем внимание цифровизации. Для удобства клиентов мы активно усиливаем структуру, чтобы урегулирование убытков было максимально удобным. Компьютерное зрение готовы внедрить в следующем году, и по простым убыткам сможем делать выплату онлайн. Так закладываем фундамент для будущего», — отметил глава СберСтрахования. 

Кроме того, компания вводит  новую форму продажи программ – подписка.  Она позволяет клиенту платить ежемесячно и в течение периода действия полиса менять риски – например, если при страховании квартиры человек уезжает надолго в другой город. В течение действия полиса риск-профиль объекта можно менять. И сейчас многие клиенты выбирают именно формат по подписке.  

Улучшилось и постпродажное обслуживание: например, в приложении сейчас можно расторгнуть полис, не приходя в офис, получить выплату по страховке по дожитию. А в следующем году компания планирует  вывести урегулирование убытков онлайн.

Сейчас всего 42% жителей имеют какой-либо страховой полис. В компании рассчитывают, что через цифровизацию мы будем продвигать саму услугу страхования среди населения.