Источник фото: Tomsk.ru; Александр Калинин
Интересное

«Не люблю готовое»: как железнодорожник Александр Калинин стал ИТ-предпринимателем

20:00 / 24.12.21
6959

Абсолютно случайно он выбрал ИТ-специальность, хотя пять лет готовился стать железнодорожником

Мы в социальных сетях:
Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь не выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.

Выбор вуза редко бывает осознанным, и именно это произошло с выпускником ТГУ Александром Калининым. Абсолютно случайно он выбрал ИТ-специальность, хотя пять лет готовился стать железнодорожником. В результате стал владельцем одной из самых известных ИТ-компаний в Томске — Sibedge, а также соорганизатором крупнейшей за Уралом отраслевой конференции «Город IT», членом правления «Руссофт». Почему факультет информатики осиливали не все студенты, и всем ли программистам нужно высшее образование — Александр Калинин рассказал в специальном проекте «Томск.ру».

Это судьба!

Вообще-то, я должен был стать железнодорожником: сначала учился в железнодорожном лицее в Улан-Удэ, откуда родом, потом — в профильном ссузе. Причём это была не какая-то «шарага». В этой отрасли по качеству образования в то время конкурировали три учебных заведения: в Тайге, Улан-Удэ и Санкт-Петербурге. Нас и правда хорошо учили. Возможно, инженерные мозги мне вставили именно там.

Собирался идти дальше — получить высшее железнодорожное образование. У колледжа было одно вакантное целевое место в Омском государственном институте путей сообщения, там учили современным технологиям оптоволоконной связи. Я окончил с отличием и должен был пойти на это место. Но, когда приехал подавать документы, оказалось, Омск отозвал место. Помню, вышел на улицу разбитый. Был на вершине пирамиды и так резко с неё слетел. И тут увидел рекламу вступительных экзаменов в Томский госуниверситет рядом с нашим ссузом. Решил, а почему бы не попытать счастья? Томск я тогда не знал, может быть, просто сработала интуиция. Подал документы на эконом, потому что никаких других вариантов у меня не было, а это вроде что-то понятное. Сдавать экзамены можно было заочно, прямо в Улан-Удэ, и я благополучно… их завалил, потому что не успел подготовиться. Но ещё успевал приехать в Томск и сдать экзамены очно.

В Томске снова подал документы на эконом по какой-то, наверное, провинциальной инерции. Когда мне сказали, что можно сразу и на второй факультет подать, я понятия не имел, что выбрать. Помню, у приемной комиссии висел плакат с перечнем специальностей, в перечне вступительных экзаменов на информатику — физика и математика. С информатикой я был на «вы», но в ТГУ было два привлекательных условия: если ты выпускник ссуза с красным дипломом, то у тебя сразу минус один экзамен. Если есть олимпиада — а я выигрывал физику по региону, — то минус ещё один экзамен. Два минус один и минус один — получается ноль. В приёмной комиссии такому ходу мыслей удивились и отправили меня к декану. Тогда им был Борис Афанасьевич Гладких. Он задумался, внимательно так посмотрел на меня и спросил: «Обещаешь хорошо учиться?» «Обещаю!» — а что мне еще было сказать?.. И, сугубо на интуиции, Борис Афанасьевич поставил визу на моем заявлении: «Взять без экзаменов».

Кстати, математику на эконом я всё равно сдал — нужно доводить до конца то, что начал. Но, когда объявляли результаты, моих не было. Они потерялись. Понял – судьба!

«У нас на факультете были ребята, которые целенаправленно выбирали информатику и ТГУ, таких было, мне кажется, половина. Это часто выпускники школ с математическим уклоном. Из второй половины процентов 70 ребят осознанно хотели учиться именно на «технической» специальности, любили программирование. И остальные — такие же, как я, которых «занесло» в хорошем смысле. Интересно, что те, кто попадал на факультет осознанно, остались в профессии как отличные инженеры. Они чётко видели траекторию и в ней развивались. И они очень крутые в своём деле. Большинство, процентов 80, работает не в России. А тот, кто пришел в ТГУ «под парусами на удачу», чаще оказываются в  менеджменте или создают бизнесы».

Дорога длиной в 15 лет

На факультете информатики была большая воронка: выпускалось раза в два меньше людей, чем поступило. Нас учили по программе годов 1970-х, когда математика была царицей. Больше математики в ТГУ было только у ФМПК и физиков. А математика — это всегда тяжело, поэтому и отсев жесткий. Мозги нужно было правильно заточить, перелепить. Кто-то покоряет Олимп предмета через зубрёжку, а у кого-то голова правильно работает, и он не напрягается. Я был где-то посередине: точно не зубрил, но и не мог мыслить так же красиво, как ребята, круто владеющие математикой. Зато у меня была хорошая логика, и я мог находить нестандартные решения.

«Признаться, и списывать приходилось: как-то на экзамене по матанализу у нашего легендарного профессора Терпугова сидел на первой парте с наушником и проводом, спрятанным под длинными волосами. Александр Фёдорович смотрел на меня, я — на него, и в это время передавал сигналы ручкой. В общем, приходилось порой обходить сложные моменты, чтобы иметь возможность проявить себя в чем-то другом».

Сейчас часто разгораются дискуссии о том, какие объёмы математики на самом деле нужны программистам. Думаю, вопрос не в объёме математики, а в её балансе с другими предметами. Я сторонник того, что без поставленного мышления — а математика его ставит — в программировании делать нечего. Иначе над тобой возникнет потолок, причём достаточно низкий. С другой стороны, нужно осознанно изучать в университете и само программирование.

У нас курса с третьего, максимум четвертого, почти все подрабатывали по специальности. За пару лет я сменил 2–3 компании, а на последнее место работы в найме, которое осталось текущим, я пришел по рекомендации друга. Даже офиса не было — собеседовались в машине. Второе собеседование, помню, было в каморке на улице Рабочей, в подвале старого деревянного дома. Меня приняли, я проработал там весь пятый курс. Офиса так и не появилось. Программировал за компьютером в общаге, встречи проводили или у меня в комнате, или в кофейне. После окончания университета собирался уезжать за границу, но ребята, с которыми тогда работал, предложили: мы намерены строить полноценную компанию, ты с нами? Мне всегда было интересно что-то создавать — не люблю готовое. Я остался, и это по большому счёту была уже история Sibedge, где я рос от программиста к руководителю команды, менеджеру проектов, исполнительному, а затем и генеральному директору, владельцу. Это была дорога длиной в 15 лет.

«Хороший программист — не тот, кто владеет только алгоритмами и структурами данных, но кто при этом понимает, что через технические методы он решает «жизненную» и важную для другого человека задачу».

Мостики «до» и «после»

В профессиональных дискуссиях нередко появляется вопрос: «Зачем программисту университет?». Его можно расширить до того, зачем вообще университет? У меня есть хороший пример на эту тему. Вместе с департаментом труда и занятости населения мы реализуем проект «IT-старт» в томских школах. И я вижу, что есть талантливые ребята, которые уже в 9-м классе умеют программировать на уровне выпускника вуза. Владение профессиональными инструментами  позволяет им решать даже коммерческие задачи. Но их невозможно встроить в компанию — нет социальных траекторий, как они могут применить свою гениальность в реальных проектах, обойдя 4-5 лет «обязательного» высшего образования.

При этом я убежден, что в программировании вузы не должны быть единственным мостиком между «до» и «после». В той же железнодорожной отрасли, которой больше ста лет, давно заложено: есть среднее специальное образование, которое выпускает механиков. Механики обслуживают механизмы, двигаются вверх по разрядам, находят своё место под солнцем, решая типичные задачи и обслуживая то, что существует. А есть ребята, которые хотят стать инженерами. Они получают высшее образование, чтобы иметь возможность создавать нечто более сложное, чего ещё не существует. И это правильное разделение. Это два мостика — можешь пройти по одному, но не пойти по второму. Можешь пройти поочередно по двум. Например, для того чтобы работать в тестировании, дизайне или верстке, совсем не нужен профильный вуз. Думаю, со временем это разделение должно произойти и у нас.

«Бизнес-образование я тоже получал в ТГУ, в Высшей школе бизнеса. Её основатель Владимир Антонович Гага всегда подчёркивал: есть большое информационное пространство знаний, где рождаются все открытия, сложные системы, нетривиальные решения.  Если человек хочет что-то создавать, проектировать, открывать, он должен оказаться в этом пространстве. И вуз — ступенька, без которой туда не попасть».

Интервью записано 03.12.2021


Университет без границ — интерактивный медиапроект о выпускниках ТГУ. Большие достижения, интересный путь и благодарность к альма-матер: читайте потрясающие истории на сайте проекта.