По-соседски

«Матери уже лет семь нет, а дом до сих пор стоит»: как живут томичи в аварийной «сталинке»

17:00 / 09.02.22
4483

Многоквартирник на Льва Толстого, 48а, планируют расселить до декабря 2025 года. Прокуратура просит мэрию поторопиться: жить в доме опасно.

Мы в социальных сетях:

Наши дома становятся все крупнее и масштабнее, все меньше времени мы проводим у себя в квартирах и во дворе, и почти перестали интересоваться тем, кто живет напротив или в другом подъезде. Мы решили исправить эту ситуацию в нашем спецпроекте «По-соседски». Это могут быть и ваши соседи со своими трудностями, инициативами, потребностями и творческим потенциалом. Истории простых людей, которые живут рядом с нами.

Двухэтажный многоквартирник на Льва Толстого, 48а, построили еще в 1965 году. Капремонт в доме не делали ни разу, и здание пришло в аварийное состояние: по стенам идут трещины, с потолка и стен падает краска и штукатурка, трубы текут. Деревянные перекрытия в подъезде гниют и отваливаются, проседает пол. Мэрия Томска планирует расселить 26 квартир в ближайшие три года, но прокуратура требует ускорить процесс: жить в этом доме опасно.

Лариса Мараксина оказалась в доме на Льва Толстого, 48а, в 2006 году – переехала сюда из деревни к матери. Здание выглядело лучше, чем сейчас, но мама уже тогда говорила Ларисе, что дом снесут. «Мать умерла, я осталась одна, и вот так живу, — вздыхает Лариса. – Лет семь уже матери нет, а дом до сих пор стоит».

В коридоре первого этажа, одна из дверей которого ведет в квартиру Ларисы, краска на стенах более свежая, чем в подъезде. Лариса говорит, что ремонт в коридоре делали сами жильцы. Купили краску, линолеум, известку, вместе красили стены и двери, белили потолок и перестилали линолеум. На общей кухне поменяли краны и сколотили тумбочку из досок, чтобы закрыть ржавые трубы. 

Лариса Мараксина

«Я астматик, но тоже во всем помогала, хоть и задыхалась. Когда совсем плохо стало, убежала домой, – вспоминает Лариса. – Наша УК «Союз» только крышу в доме сделала когда-то и все. Так мелкий ремонт периодически делает, фасад ремонтирует. У нас два года назад в туалете кусок стены вывалился – они пришли, кирпичом заложили, замазали с двух сторон – и все, живите дальше. Сколько просим унитаз и трубы поменять – бесполезно. А трубы текут, фундамент дома подмывают. По низу стены трещина пошла, год-два – и стена опять рухнет». 

Соседка Ларисы, Надежда Ламеко, тоже жалуется, что в общем и единственном туалете секции «штукатурка сверху сыплется прямо кусками«, а в коридоре из-за постоянно протекающих труб проседает пол. Обращения в управляющую компанию, по ее словам, результата не дают. «Краны сами ремонтировали, все сами. У нас стена у входа рушится от старости, так сосед с первого ее сам укрепил и утеплил, чтобы дальше не разваливалась. При этом деньги УК собирает строго: первого февраля вот прислали квитанции за месяц», – вздыхает пенсионерка. 

Надежда Ламеко

Под управление УК«Союз» дом на Льва Толстого, 48а, перешел семь лет назад. Журналисту Томск.ру в компании рассказали, что здание периодически ремонтируют: собирают деньги с жильцов и проводят те работы, на которые хватает средств. Постоянно в доме живут пять-шесть семей, остальные — квартиранты. Не все из временных жильцов хотят вкладываться в здание, поэтому собрать на ремонт большую сумму не получается. Несколько лет назад УК ремонтировала в доме полы и крышу, частично обновила проводку и систему отопления. Капитальный ремонт в здании не делают, потому что оно признано аварийным, исключено из программы и ждет расселения.

Всего в управлении УК «Союз» находятся 30 домов, часть из них тех же годов постройки, что и на Льва Толстого, 48а.

«Эти шлакоблочные здания свое отстояли по большей части, и пора их расселять, — говорит представитель компании. — В домах возле дороги на Льва Толстого мы не так давно ремонтировали фасады и крыши. Дом 48а стоит чуть в глубине, поэтому его не обновляли».

В порядке очереди

Несколько раз Лариса Мараксина писала в администрацию Советского района и просила признать дом аварийным. Там, по ее словам, до прошлого года отвечали, что признать аварийным здание не могут из-за небольшого процента изношенности. В 2021 году дом наконец решили расселить и снести в срок до 31 декабря 2025 года, но прокуратура просит ускорить процесс. 

«Несущие конструкций здания и внутридомовые инженерные системы находятся в аварийном состоянии, эксплуатация многоквартирного дома является небезопасной. В этой связи прокурор города обратился в суд с требованием обязать администрацию города Томска повторно рассмотреть вопрос об установлении срока расселения жителей вышеуказанного многоквартирного дома, сократив его до разумного», – говорится в сообщении ведомства.

В пресс-службе мэрии Томска журналисту Tomsk.ru ответили, что 30вопрос расселения аварийных домов  «стоит очень остро». В последние годы проблема решается в основном за счет привлечения федеральных средств в региональную программу по расселению. Например, за прошлый год собственникам 194 квартир по ней выплатили возмещение, собственников восьми квартир расселили. Есть и городская программа «Расселение аварийного жилья и создание маневренного фонда», по ней за 2021 год выплатили возмещение собственникам 102 квартир. Но расселение идет только в рамках программ, поэтому ускорить выдачу квартир жильцам дома по улице Льва Толстого, 48а, не получится. 

«Перемещение в очереди этого дома на более ранний период будет не совсем корректным действием по отношению к жителям других аварийных домов, которые так же ждут расселения годами. Администрация Советского района прикладывает все силы, чтобы содержать дом в надлежащем и безопасном для людей состоянии», – прокомментировали в городской администрации.