Источник фото: Tomsk.ru / Анастасия Хаминова
Интересное

Вместо домашнего обучения: как выпускница ТГУ построила школу, где дети чувствуют себя дома

15:00 / 25.03.22
7868

В Томске не так давно появилась школа «Графен»

Мы в социальных сетях:
Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь не выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.

В Томске не так давно появилась школа «Графен», где детям преподают йогу, есть коворкинг для родителей, а высказывать свою точку зрения можно и нужно. Такую открыла Анастасия Хаминова. Долгое время она преподавала в ТГУ, окончила факультет филологии и захотела дать томским родителям то место, которое станет альтернативой общеобразовательной школе. А в основу положила те принципы, которые позаимствовала у своих преподавателей на факультете.

Тебе задали другой уровень нормы

Для меня филологический факультет — это не образование, а мышление, и, наверное, образ жизни. Такая система ценностей, на которую я сильно опираюсь сейчас, делая тот или иной выбор в жизни. В Томск я приехала из Кемеровской области, как и многие -учиться. Сначала хотела поступать на отделение международных отношений, ходила к репетиторам 2 года, подтягивала английский и историю. Но когда готовилась к ЕГЭ по русскому языку – и надо было поднять весь курс школьной программы, обнаружила, что получаю невероятное удовольствие от языка, от того, как все в нем взаимосвязано, какая это выстроенная, но живая система. Да и литература всегда была «моей стихией». Она давалась легко: я неоднократно участвовала в олимпиадах и конференциях, любила «ковыряться» в текстах, находить смыслы, скрытые между строк. Поэтому отложила все прежние планы и поступала в итоге только на филологический факультет.

То, что в нас вложили педагоги, я не забываю и сама применяю и как директор, и как педагог. На 1 курсе «живость» и структурность языка раскрыли Инна Витальевна Тубалова, Юлия Антоновна Эмер. Инна Витальевна была также моим куратором с факультета и ее отношение к нам, первокурсникам – одновременно материнское и в тоже время как к коллегам-личностям было такой мощной поддержкой! До сих пор вспоминаю ее с невероятным теплом.  Вспоминаю легкую, с юмором, подачу материала Валерием Геннадьевичем Наумовым. И мне кажется, что то, что сейчас это одна «из фишек» нашей школы: говорить просто о сложном – это память о том, как это круто работает. 

Это, конечно, Александр Сергеевич Янушкевич, который заложил исследовательский подход к литературе. Елена Георгиевна Новикова, на спецкурсе которой по русской философской прозе у нас случались жаркие дискуссии о смысле жизни и духовных поисках.

«У меня не случилось «кризиса третьего курса», который часто настигает  студентов. Первые 2 курса — это эйфория, среда, друзья, много нового. На третьем, как правило, люди понимают: твое или нет. У меня с каждым годом росло ощущение: «это мое!»

Я живу с опорой на то, как они давали литературу Татьяна Леонидовна Рыбальченко и Анна Сергеевна Сваровская. Именно они дала мне понимание того, что литература не про абстрактного человека, она про ТЕБЯ, про тот экзистенциальный выбор, который ты делаешь в каждое мгновение своей жизни. И я смело могу сказать, что именно сейчас, в наше непростое время, мне помогает держаться именно литература ХХ века. Ведь о том, как можно и как важно оставаться человеком в нечеловеческих условиях написано столько текстов.

Ирина Александровна Айзикова — мой научный руководитель. Я так рада, что попала к ней в просеминарий на втором курсе. Как показала жизнь – я плохой «исполнитель», делать «по указке» у меня не получается. А в атмосфере свободы – раскрываюсь. И Ирина Александровна разглядела это раньше меня самой и создала для этого все условия. Она поддержала меня со спорной темой «интермедиальности», которую только-только начинали изучать в отечественном литературоведении. Вдохновляла идти дальше, когда что-то не получалось. И путь, который я прошла со своим проектом школы – очень похож на поиски с дипломом и диссертацией. Но понимание, что такой путь возможен, и если ты веришь во что-то — иди до конца, помог преодолеть сложности и в проекте. Тебе просто задали другой уровень нормы.

«Я обитала в научке, любимое место — на 5 этаже, в философском зале, у профессорских столиков. Люблю рощу как место силы и дорожку из 3 корпуса до главного. Любила в тройке кафе «Сити». Только там продавался пирожок с сыром. Это была традиция с подругой, которая переехала в Польшу: когда скучаешь друг по другу, покупать пирожок».

Друзей мне дало общежитие. Это и мои лучшие подруги, и коллеги. Когда дружишь почти 20 лет, понимаешь: даже если между вами 1000 км и разница во времени, это твои люди, это твоя семья, которая поддержит и поддерживает!

Сначала я была лайтовым преподавателем

Преподавать я стала уже на 1 курсе аспирантуры. Как раз открылась кафедра издательского дела, где я вела новые для себя дисциплины у 4-5 курса. Причем разница в возрасте со студентами была небольшая. Было не просто. Мне кажется, что учиться по-настоящему начала, когда начала работать. Потому что студентом ты больше принимаешь. А когда отдаешь – по-другому относишься к материалу. Но именно этот опыт открыл для меня книжный дизайн, верстку, понимание процессов в современном книгоиздании. А полученные навыки применяю до сих пор.

Со своими первыми курсами, когда я была «зеленым» педагогом, у нас сложились настолько хорошие отношения, что я продолжаю дружить и даже работать с этими ребятами. Самое интересное – когда у тебя обкатанный материал – ты его с закрытыми глазами видишь, не всегда может возникнуть этот эмоциональный “импульс”. И с последними студентами — не было той связи, как с первыми. Все-таки педагогика — это не только про методику передачи информации и умений. Это про человеческий контакт, атмосферу, эмоцию и неравнодушие.

Параллельно я обучалась на философском факультете на новой тогда специализации — гуманитарная информатика. Было необычно, свежо. Собрались ребята с разных факультетов, мотивированные, ищущие. И педагоги — которые поднимали актуальные темы, показывали необычную логику мышления. Ведь все курсы были авторскими. Там я начала работать на 5 курсе и и продолжала вплоть до декрета. И кафедра ГПИ стала еще одной площадкой, где я тренировалась идти в новые темы, воплощать смелые идеи в жизнь, рисковать, полностью отдаваться работе, искать выходы из самых невероятных ситуаций. Я безмерно благодарна Галине Васильевне Можаевой, которая своим примером показывала, что так можно. Которая очень многому научила. Этот опыт мне невероятно пригождается в проекте. В нашей школе очень многое из «университетского опыта»: от терминологии и уроков «парами», до построения процессов.

«Работая на кафедре гуманитарных проблем информатики, я видела, что все больше растет количество задач на стыке. Но людям не так просто сразу перевести гуманитарное мышление на техническое и наоборот. Требовались переводчики и те, кто сможет в себе соединять все, с гибким мышлением. А это лучше формировать с самого детства».

Когда я пошла в декрет со вторым ребенком, появилась идея: а не создать ли что-то свое? С коллегами тогда попробовали сделать центр допобразования, построенный на принципах и моделях междисциплинарности — открыли Творческую лабораторию «Хитрая штука». Открылись на Белинского 5 марта в 2018 году, и именно там заложилась логика, в которой мы начали работать: слияние наук, искусства и технологии.

Поначалу мы были непонятны. Все, кто приходил к нам, говорили: что-то в вас есть необычное интересное, но мы никак не можем понять – что. Когда делаешь что-то новое, сложно сразу облечь в слова. Сейчас такие вопросы уже не возникают.

Многие ждали: а когда же ты закроешься?

Мы начинали с занятий с одним человеком-двумя, время было непростое. Некоторые мои знакомые спрашивали: а когда же ты закроешься? Другие воспринимали как «сумасшествие» и блажь. Тем более, когда не все сразу получалось. Ведь свое дело — это не только свобода, это обязательства: финансовые, перед другими людьми. Необходимо было оплачивать аренду, налоги, кредиты, которые я взяла на открытие, а доходов практически не было. Настоящее испытание и повод честно ответить — это точно то, что ты хочешь делать? Зачем?

«Опять же, тут мне сильно помогал университет. Я вспоминала фразу педагога Ольги Николаевны Бахтиной, когда она рассказывала про свою диссертацию: «Когда никто не будет верить, только ты будешь – нужно идти до конца». Мне это сильно помогало, как показывает практика – все верно».

Безумно благодарна своей семье — мужу, детям, родителям. Ведь я не то, что не зарабатывала, а тратила весь семейный бюджет на проект. Год мы проработали впустую, на второй начало что-то выстраиваться – и наступила пандемия. Пришлось уйти с аренды, непонятно было: закрываться или нет. Но мы решили принять креативное решение – переехать на дачу и продолжить занятия там. На этих летних занятиях мы так или иначе касались тем из школьной программы, и родители неоднократно спрашивали: почему такой формат нельзя сделать в школе? В итоге решили пойти на новую авантюру в условиях пандемии — арендовать здание  — отдельный коттедж со своей территорией, настоящим камином и видом на старый город и открыть в нем первый класс.

Моя мама, Элеонора Симонова — профессиональный художник и опытный педагог стала одним из методологов школы. Потом присоединилась Тахмина Умаралиева — профессиональный химик-ученый и талантливый преподаватель. Так мы уже в первом классе начали детей погружать в настоящее искусство и науку.

Увидев первые результаты: как дети начинали мыслить, развивался их интерес, раскрывались внутренние способности, решили расширяться. Но столкнулись с тем, что под «школу» трудно найти здание. И это останавливало. Но волею случая в апреле 2021 года увидели дом на стадионе  «Буревестник» — и поняли, что вот оно! Рядом с лесом, стадионом, практически в центре города. Сделали финансовую модель, сформулировали концепцию — это помогло найти инвестора и в итоге построить настоящую школу! Причем за рекордно короткие сроки — от покупки в черновой отделке до переезда прошло всего 3 месяца. Сейчас в нашей команде больше 20 человек.

«Дети, у которых есть точка зрения – это неудобные дети. Они не всегда будут делать так, как их просят. Их нужно мотивировать, находить подход, договариваться, расставлять границы, которые не унижают, а построены на человеческих отношениях».

Мы создали здесь особую атмосферу, сообщество, где дети себя чувствуют как дома, приобретают друзей. Это совсем другое восприятие школьной жизни, где ты не готовишься к жизни, а живешь здесь и сейчас. В первой половине дня это обычная школа, а со второй половины дня идут дополнительные занятия. Педагоги — действующие ученые, которые работали в университете, практики-журналисты, художники, актеры. Те люди, кому не все равно.

«Я ощутила, когда вышла из университета, сколько твои ценности стоят  финансово. Поняла, что иногда ты можешь потерять все, делать выбор, руководствуясь не выгодой, а чем-то другим».

Я могу работать кем угодно после филфака и гуманитарной информатики. Сейчас думаю: а куда бы я пошла, если не школа?  Мне кажется — смогу работать везде. У меня есть шикарная база, которую чуть-чуть дотянуть прикладным навыком — и вот новая профессия. Я занималась реализацией научных и творческих проектов, крупных социальных мероприятий; рекламой, дизайном, версткой, вела тренинги, осваивала психологию, социологию и др. И чтобы не произошло — я смогу найти в своем «рюкзаке навыков» нужный инструмент или их комбинацию. Так как у меня есть главное — ценности, которые дала литература и университет.

Интервью записано 14.03.2022


Университет без границ — интерактивный медиапроект о выпускниках ТГУ. Большие достижения, интересный путь и благодарность к альма-матер: читайте потрясающие истории на сайте проекта.