Источник фото: Александр Семенцов
Интересное

«Всё начинается в университете»: руководитель сети футбольных школ «Юниор» Александр Семенцов об эволюции от спорта до IT

20:00 / 30.03.22
3127

«Юниор» последние четыре года входит в российский ТОП-30 самых выгодных франшиз Forbes

Мы в социальных сетях:
Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь не выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.

Сеть футбольных школ «Юниор» последние четыре года входит в российский ТОП-30 самых выгодных франшиз Forbes, а начиналась она с одной школы в Томске. В специальном проекте Томск.ру руководитель компании «Лига спорта» (владелец франшизы) Александр Семенцов рассказывает, почему политологии он предпочел бизнес, как чистый спорт «уступил место» IT и чем главный корпус ТГУ поддерживал мотивацию расти. 

Классики жанра

Я из Горно-Алтайска, а там Томский госуниверситет считается лучшим вузом. ТГУ — а потом уже МГИМО и МГУ. Но МГИМО и МГУ чуть подальше, страшнее ехать, так что Томск был пределом мечтаний. На экзаменах на выездной комиссии я набрал определенное количество баллов, чтобы поступить туда, куда я хотел – на философский факультет, специальность «политология». Это был 2005 год. Мне нравилось обществознание в школе, политология казалась интересной, и родители меня поддерживали.

«До конца я, конечно, не понимал, чем занимаются политологи. Смотрел по телевизору – что-то там рассказывают, комментируют… На самом деле это важная профессия. Политика – это отношения вокруг власти. И политология эти отношения «упаковывает» в знания, в науку». 

Самое крутое в университете было даже не знания (они забываются, если их не используешь – а политологом я так и не стал), а люди, которые нас окружали. Каждый преподаватель был личностью. Каждый был открыт по отношению к студентам, по-своему интересен. Глядя на них, ты думал, что тоже должен стать самим собой. Алексей Игнатьевич Щербинин, Сергей Александрович Шпагин – это уже классики в своей области, они всегда подчеркивали свободу самоопределения. А Владимир Иванович Постол умел найти такие метафоры! «Есть муравейник, а есть человейник. Но когда общий дом разрушен, муравьи не собираются на собрания, чтобы решить, как строить новый муравейник строить. Они просто начинают строить.

Школа «для всех»

С первого курса  я стал подрабатывать в разных предвыборных кампаниях. Работал по специальности практически. Стал вовлекаться в политические организации типа «Молодой гвардии». Честно говоря, именно тогда понял, что политика – так себе занятие, по этой причине я не стал доучиваться по это специальности. При этом я всегда считал, что самые подходящие  сферы для самореализации – политика и бизнес. Так что мне остался только бизнес, им я и стал заниматься с третьего курса. И стало получаться.

Было много разных проектов. Например, возили из Казахстана разные вещи, сделанные в Китае, и перепродавали здесь. Одно время это были картины, а потом я, как продолжение, купил багетную мастерскую в Томске. Но мне все быстро надоедало – полгода был драйв, а потом — всё. И я решил связать себя со сферой, которую любил с детства – с футболом (и, как показала практика, это было правильно – остаюсь в ней уже восемь лет). Сначала занимался организацией футбольных турниров, а потом меня озарило: надо открывать свою школу! 

Мальчишкой я недолго занимался в ДЮСШ, но особых талантов не проявлял. Многие мои друзья тоже бросали занятия – не потому, что не любили футбол, просто тренеры муниципальных спортшкол были ориентированы на высокие результаты и работали только с теми, кто считался перспективным. И я решил открыть частную школу для всех.

«В тот же день, когда мне пришла эта идея, я выложил объявление «скоро открытие» на популярном томском сайте. Мне стали звонить люди, и я понял, что спрос есть. Потом провел в соцсетях опрос, чего бы родители хотели от новой школы. Победил вариант «чтобы ребенку нравилось».

В феврале 2013 года мы провели первую тренировку школы «Юниор» в легкоатлетическом манеже «Гармония». Примерно через год мой друг открыл первый иногородний филиал – в Новосибирске. Там покупательская способность больше, рынок больше,  у нас вложения окупились в первую же тренировку. Было много клиентов — довольных, постоянных. Я понял, что мы имеем что-то особенное,  решили масштабировать – и масштабировались быстро. Переехали в Москву с партнером, полгода раскачивались – открывали по 2-3 школы в месяц, а на пике – по 30. Всего за первые шесть лет появилось 445 школ в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Индонезии и Сингапуре. В них обучалось 46 000 детей в возрасте от 3 до 14 лет.

Постепенно в рамках компании «Лига спорта» мы открывали другие направления – школа русского балета, школа математики, школа программирования… Все они работали на нашей собственной IT-платформе, которая представляла собой систему личных кабинетов для педагогов, родителей, менеджеров франшизы. Платформа позволяла открывать любой  образовательный проект и быстро его масштабировать. И постепенно наш фокус сменился именно в программный продукт. Мы стали IT-компанией (хотя школы работают – сейчас развиваются в основном в СНГ).

Соответствовать месту

Сейчас мы сфокусированы на развитии платформы, которая называется Odin, и предоставлении ее другим образовательным организациям (российским вузам и, в несколько другом варианте, общеобразовательным школам). С этим проектом я вернулся в alma mater в другом качестве – ТГУ использует Odin как LMS-систему (Learning Management System — система управления обучением). Для меня все начинается и заканчивается в университете.

«Odin – это совместный проект ТГУ и  Junior Projects LMS Odin, для университета платформа решает такие задачи, как отслеживание образование студента, анализ сильных и слабых сторон учебного процесса, повышение эффективности обучения. И даже – трудоустройство: за годы обучения система копит данные о студенте (его компетенциях, навыках, результатах), к которым имеет доступ работодатель. Также платформа используется для обучения в рамках федерального проекта «Содействие занятости», который помогает людям повысить квалификацию и востребованность на рынке труда, сменить профессию или открыть свое дело».

В прошлом году на платформе обучились почти 50 тысяч человек, в основном вузы используют ее для онлайн-образования. А удаленка – тренд последних двух лет, который уже вряд ли спадет. При этом я лично считаю, что всё образование нельзя перенести только в онлайн – это классный дополнительный инструмент, но через экран атмосферу вуза не передашь. Я с гордостью каждый раз входил через эти арки Главного корпуса. И чувствовал историческую важность этого места. До меня здесь ходили великие люди, которые своим умом добились больших успехов. И это создает внутреннюю потребность расти дальше, развиваться интеллектуально и культурно, чтобы соответствовать и месту, и людям. За эту мотивацию родному вузу я очень благодарен.

Интервью записано 20.02.2022


Университет без границ — интерактивный медиапроект о выпускниках ТГУ. Большие достижения, интересный путь и благодарность к альма-матер: читайте потрясающие истории на сайте проекта.