Вчера в Минске побывала делегация топ-менеджеров «Интер РАО ЕЭС», которая пыталась согласовать с представителями «Белэнерго» условия поставок электроэнергии в Белоруссию и транзита через ее территорию.
И хотя эти переговоры, по сути, являются лишь продолжением спора вокруг величины экспортных пошлин на нефть, напряженность их это ничуть не умаляет. Ранее Минск потребовал пятикратного увеличения платы за транзит российской энергии, угрожая в противном случае перекрыть доступ к своим энергосетям. Москва же настаивает на том, чтобы в соответствии с заключенными ранее долгосрочными договоренностями стоимость энергопоставок и цена транспортировки изменялись пропорционально. Опрошенные «Временем новостей» эксперты в свою очередь полагают, что прекращение транзита может иметь весьма плачевные последствия не столько для России, сколько для самой Белоруссии.
Нынешний конфликт из-за транзита российской электроэнергии стал продолжением разразившегося в конце прошлого года нефтяной войны, на которой теперь открыт «электроэнергетический фронт». Напомним, что Белоруссия в январе 2007 года уже перекрывала транзит российской нефти в страны Западной Европы. Тогда Минск ввёл пошлину на транзит нефти через свою территорию в размере $45 за тонну. Россия посчитала её чрезмерной и платить отказалась.
Конфликт удалось сгладить и было подписано межправительственное соглашение, действие которого истекло 1 января сего года. Оно предусматривало, что плата за транзит составит $3,9 за тонну. В свою очередь Белоруссия получала нефть по льготной экспортной пошлине, составлявшей всего 35,6% от стандартной.
В прошлом году Минск закупил в России 26 млн. тонн нефти. Из объема потребности Белоруссии составили всего лишь 8 миллионов, а остальная нефть была реэкспортирована. Таким образом, белорусская экономика фактически дотируется российским государством и происходит это на протяжении многих лет.
Ещё 10 декабря прошлого года на заседании Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Медведев заявил, что найдено «принципиальное решение» о сотрудничестве в нефтяной сфере. Однако до конца года оно так и не было подписано.
С начала этого года белорусская делегация в Москве побывала уже дважды, но эти визиты так и остались безрезультатными, отмечает Bigness. Россия, согласно заявлению вице-премьера Игоря Сечина, готова поставлять союзному государству нефть, не облагая экспортной пошлиной лишь ту часть, которая будет использоваться на внутреннем белорусском рынке — 6,3 млн тонн в год. Ещё 1,7 млн Белоруссия добывает сама. Остальная нефть, которую будет закупать Минск должна облагаться экспортной пошлиной в полном объёме, то есть равняться $267 за тонну. Планировалось, что Россия поставит 21,5 млн тонн нефти, излишки которой после переработки на белорусских заводах должны были «уйти» на Запад в виде топлива.
Естественно, что Белоруссию, которая всё это время жила за счёт дисбаланса между собственными потребностями в нефти и её фактическими поставками, подобный вариант не устраивает. По оценкам белорусских экспертов, принятие российских предложений обойдётся экономике страны в $2,5 млрд. Вопрос можно было бы решить, согласись Минск продать два крупнейших своих нефтеперерабатывающих завода России, но видимо в белорусских верхах очень не хотят с ними расставаться. Поэтому и в данном вопросе белорусы пошли на шантаж, пригрозив вернуться к заоблачным 45 долларовым транзитным тарифам, а заодно расторгнуть договор о создании таможенного союза.
"В 2009 г. из РФ в Белоруссию было экспортировано примерно 25 млн т нефти (из них по нефтепроводу – порядка 21.5 млн т), при этом, по нашим оценкам, в прошлом году недополученный доход российского бюджета от действовавших льгот (пошлина для Белоруссии составляла 35.6 % от пошлины для европейских стан) составила около $ 3 млрд. Исходя из российских предложений (6.3 млн т нефти без пошлины), в 2010 г. величина недополученного дохода (при цене нефти сорта Urals на уровне $ 65 за баррель) должна снизиться до $ 1.4 млрд. Очевидно, что для Белоруссии «потеря» в $ 1.6 млрд (примерно 2 % от ВВП) выглядит достаточно существенной – как следствие, переговорный процесс между сторонами может затянуться. В случае эскалации конфликта специфические риски для российских нефтяных компаний (начиная от вероятного роста ставок на прокачку нефти по территории Белоруссии и заканчивая возможными перебоями с экспортом: в 2009 г. объем экспортной прокачки по Дружбе, проходящей через Белоруссию, ожидается на уровне 55 млн т, или 25 % от российского экспорта в дальнее зарубежье) могут существенно вырасти.
В краткосрочной перспективе неопределенность в дальнейшем развитии событий вокруг поставок российской нефти в Белоруссию и ее транзит в ЕС через территорию республики играет на руку отечественным ВИНКам: январское мини-ралли на рынке «черного золота» было отчасти спровоцировано нынешним российско-белорусским спором. Однако основным бенефициаром от ожидаемого пересмотра условий сотрудничества России и Белоруссии в ТЭКе является государство. При этом в случае начала перебоев с транзитом российской нефти в ЕС через Белоруссию нефтяные компании могут понести прямые финансовые потери от сокращения объемов поставок (альтернативных экспортных маршрутов до завершения строительства БТС-2 у Транснефти нет). Как следствие, в средне- и долгосрочной перспективе новость об отсутствии договоренностей о поставках и транзите нефти через Белоруссию является негативной для российских нефтяных компаний", — комментируют Денис Борисов, Сергей Вахрамеев, аналитики Банка Москвы.