Источник фото: Tomsk.ru / Владимир Бузмаков
Интересное

Быть городским жителем и оставаться в душе индейцем: как в семье Бузмаковых прививают важные навыки детям

12:00 / 15.06.22
3188

Как воспитать крепких детей, распределить обязанности в семье и какое правило поможет договориться при любом капризе

Мы в социальных сетях:

Уметь развести костер, постоять за себя, работать в команде и уметь договориться, если не согласен. Это и многое другое супер-папа должен передать своим детям. Так считает Владимир, глава семьи Бузмаковых, и герой проекта Tomsk.ru. О том, как воспитать крепких детей, распределить обязанности в семье и какое правило поможет договориться при любом капризе, он рассказал нам.

Владимира хочется назвать городским индейцем: он знает, как добыть огонь на природе без спичек, как рыбачить и охотиться, как стать сильным и крепким, строить отношения с разными людьми и оставаться в гармонии с собой и с природой. Этому же с женой Ксенией учат своих детей: Андрея и Вику, летом брату исполнится 5 лет, а сестренке 2.

Главное — навыки

Ключевое в воспитании ребенка — это пример родителей, также умения и установки, которые в него заложат с детства. Поэтому Владимир и Ксения стараются дать детям как можно больше разных навыков: физических, умственных, бытовых, творческих и художественных.

«Путь закладывается с детства. Чем больше разных действий ребенок копирует и повторяет за взрослым – тем проще ему будет определиться со своим жизненным путем. Каждое поколение, пытаясь построить путь своих детей, ограничено собственным опытом и знаниями. Поэтому навык — это как набор инструментов. Чем больше их будет, тем больше возможности», — говорит глава семейства.

Сам Владимир в детстве обожал книги про индейцев, путешествия и приключения. Особенно он отмечает книгу «Маленькие дикари» Сетона Томпсона, которую рекомендует читать всему подрастающему поколению, и сам уже читает ее сыну. Рассказ основан на жизни и наблюдениях автора, который когда-то выбрал путь натуралиста и записал много рецептов жизни в условиях дикой природы. Именно по примеру быта индейцев, еще мальчиком он научился разжигать костры, тренировать выносливость, укреплять тело и дух, приобретать умения для жизни в условиях дикой природной среды, наблюдать и использовать подручные материалы. Наблюдать, слушать и слышать – это одни из самых ценных качеств позволяющих быстро принимать решения в условиях дикой природы, говорит Владимир. Готовность умело применять новый опыт иногда позволяет не только поймать рыбку, но и сохранить жизнь, так как дикая природа не прощает ошибок.

«Слабый человек не сможет выжить в природных условиях, а физика тела – способ осуществления себя в мире. Элементарно: если тебя толкнули во дворе, а ты плохо держишь координацию, твое падение будет более болезненным. Речь ведь не об олимпийском резерве, а о повседневной подготовке, с ней ребенок будет чувствовать себя лучше и увереннее», — отметил Владимир.

Андрея и Викушу папа уже обучил кувыркаться, падать, отжиматься и стоять на гирях на руках, как на гимнастических брусьях.

 — Девять! Десять! Одиннадцать! Двенадцать! Ну еще… Тринадцать!

Столько раз Андрей уже может отжаться. А Вика рядом отрывает ножки от пола, упираясь руками в папины гири на полу. В ежедневной программе с папой у младших Бузмаковых — отработка ударов и стойка на аппликаторе Кузнецова, даже с гантелями!

Сам Владимир попробовал разные виды спорта, долгое время занимался тайским боксом, футболом, борьбой, лыжами. А вот к «качалкам» относится скептически из своего опыта: считает, что она убивает динамику тела, закрепощает, даже создавая внешнюю красоту. Запрещать детям, конечно, не собирается, если сами захотят, но о своем опыте расскажет обязательно. То же самое относится к профессиональному спорту, только рекомендация и анализ самого вида, а дальше ребенок самостоятельно принимает решение быть ему в этом спорте или нет.

«Если ребенка вести до олимпийского пьедестала, это нужно целенаправленно и постоянно заниматься, а это не всегда возможно в параллель к школе, техникуму или вузу. А у ребенка может не быть детства и навыков, которые ему окажутся нужнее в повседневной жизни. То, с чем я сталкивался — спортсмены, если не добиваются вершин, иногда тяжело устраиваются в жизни, при этом имеют спортивные травмы.  Но, если ребенок добросовестно и с увлечением занимается до 14 лет и «горит» — тогда стоит вкладывать силы и время», — отметил Бузмаков-старший.

Превращать в культуру взаимодействие с природой

Но ведь индеец — не только про силу и выносливость: также ребята учатся относиться правильно к природе и сосуществовать с ней. Для этого Владимир постепенно обучает детей как обустройству мест своего обитания — уже второй год подряд берет Андрея с собой на работу по благоустройству территории.

Например, Владимир наблюдает по возможности за животными в лесу за их повадками, а также очень любит делиться наблюдениями с выходов в лес со своими собаками. Наблюдая за природой в юности, часто удивлял учителей знаниями, обгоняя сверстников по природоведению и окружающему миру. А еще поделился интересным фактом из книг, которые читал в юности: оказывается, большинство медведей-гризли — левши, и поэтому у гризли-правшей есть преимущество в схватке, как и в боксе, неординарный стиль ведения поединка. Это знание позволило Владимиру, не только удивить в школе на открытом уроке учителей, но и заработать твердую «пять».

Охота и рыбалка — одни из таких природных навыков. Андрей уже смог поймать сам на удочку 2 рыбы и в этом году впервые сходил на открытие охоты. А также научился разводить с папой костер и держал в руках ружье.

Владимир рос в поселке, поэтому многое в ручном труде ему знакомо: с детства учился работать с топором, долотом и другими инструментами. К 14 годам сам выстругал топорище, которым до сих пор пользуется папа Владимира. Он уверен: запрещать ребенку даже смотреть острые предметы или оружие нельзя: запретный плод сладок. Лучше познакомить с ними под присмотром взрослого и привить культуру обращения с опасными предметами.

«Я рано получил в руки топор, нож — при этом  пока не порезался, не воспринимал их как что-то опасное. В этом году Андрею впервые показал ружье, он понял: громко, стреляет, опасно. Мы не охотились, но это был момент приобщения, ружье для охотника — символ, как и удочка для рыбака. Я познакомился с охотой в начальных классах, взял впервые в руки ружье в 6-7 лет, выстрелив под присмотром отца понял, что это не игрушка. Но ведь любопытство, если бы меня не обучили, могло перерасти в опасный интерес в любой момент. Андрея стрельба не заинтересовала в силу возраста и громкого звука, зато он с большим удовольствием принял участие в разведении и поддержании костра. И в огромных масштабах охота недопустима, природа — это наша неотъемлемая часть, но не наша собственность: все, что добывается, должно добываться только для бережного потребления, а не от жадности и наживы», — отметил Владимир.

Также от семьи Бузмаковых мы узнали супер-рецепт приготовления дикой утки в глине! Об этом — в подкасте.

Жить среди людей

Обязанности по воспитанию детей в семье делят: папа отвечает за физические навыки и формирование образа мужчины для сына и дочки. Мама же — за художественные, творческие навыки, письмо, шахматы и рисование. При этом отметила, что главное качество Владимира — вовсе не физическая сила, а умение мыслить.

«Папа у нас в первую очередь – думающий. Любит все образно, описательно рассказывать и точно так же делает с ребенком. Не говорит нельзя, а задает вопросы: зачем ты это хочешь, почему. Неважно – едет он за рулем – или гуляет – заставляет мозг ребенка работать. Когда Андрею было 2 года, Володя впервые создал систему трех вариантов. Если ребенок делает что-то недозволенное, он может выбрать: встать в угол, получить по попе, или договориться. В итоге только пару раз Андрей вставал в угол, и по попе не получил ни разу. Также они читают каждый вечер и обсуждают книгу, практически ни дня не пропустили», — отметила Ксения.

Сам Владимир всегда работал с людьми: как в студенчестве, так и сейчас.  Ранее представлял молодежные организации, был руководителем регионального отделения «Российские студенческие отряды» Томской области, а теперь перешел в сферу ЖКХ по управлению многоквартирными домами, где часто приходится решать конфликтные ситуации с людьми, критиковать и слушать критику. Именно поэтому ключевым навыком для ребенка он ставит умение взаимодействовать в разных коллективах.

«Независимо от того, кем ты являешься, в разных коллективах у тебя будет разное взаимодействие. Некоторые говорят: ребенка не нужно ограничивать. Но потом он все равно столкнется с границами чужих людей, и ему будет тяжелее понимать и принимать это. Если это не сделать – составляющая человека важная пропадает. Также в любую группу людей нужно заходить с позиции сделать что-то полезное в этом обществе. Через свое хобби, работу, чтобы везде — от твоего района до всего мира — была созидательная культура», — отметил Владимир.

Сейчас главный коллектив для маленьких Бузмаковых — это семья. И Андрею, как говорят родители, приходится перестраиваться из-за разделения внимания между ним и сестрой. Однако родители помогают понять, почему так происходит и почему «Вику можно на ручки, когда она плачет, а тебя — нет». Вновь помогает сила диалога.

Папа и мама Бузмаковы уверены: в семье воспитывать нужно в первую очередь родителей: ведь дети учатся их примером. И то, что они видят у старших, и перенимают в дальнейшем.


Все выпуски проекта «Связано по-томски» здесь.