Источник фото: Tomsk.ru / Эммануэль Агбо
Интересное

«Диагноз ставится быстро»: нигериец Эммануэль Агбо о том, почему на кардиолога лучше учиться в России

10:00 / 09.08.22
7408

Врач в Нигерии – престижная и дефицитная профессия

Мы в социальных сетях:

Врач в Нигерии – престижная и дефицитная профессия: население страны растет стремительно (сейчас — 210 миллионов человек), врачей остро не хватает… Для получения медицинского образования нигерийцы часто едут в Россию – так исторически сложилось. У Эммануэля Ученна Агбо, мечтавшего лечить людей, тоже были свои «разведчики» – несколько его друзей ранее поступили в СибГМУ. «Томск – ОК!» — говорили они, и вот итог: с 2016 года Эммануэль живет здесь, уже получил диплом терапевта и решил остаться еще как минимум на два года — в ординатуре по кардиологии. Чем нашего героя удивила российская медицина, рассказываем в специальном проекте tomsk.ru «Новая Родина».


Историю Эммануэля можно послушать в подкасте: 


В Африке немного другие траектории: Эммануэлю 30 лет, полноценным студентом он стал только в 24, а до этого несколько лет работал в школе в родном городе Энугу. Помогал 12-классникам (в Нигерии 12-летняя система обучения) с химией, биологией и английским языком.

                   

«Поначалу (после окончания школы) мне предложили программу в нигерийском университете, которая не была медицинской, потому что не хватало мест в медицине. Через год я закончил эту программу и работал учителем, а также имел небольшой фермерский бизнес, — рассказывает Эммануэль. — Затем, в 2015 году я решил поехать изучать медицину в Россию, потому что это была моя мечта: спасать людей, быть полезным для общества».

Россия, несмотря на удаленность, была вполне понятным вариантом: за год до этого на лечфак СибГМУ поступил друг Эммануэля, Джастин Олевуези. И, кстати, стал первым в Томске студентом-медиком из Нигерии. Как сообщал вуз, на тот момент на врачей в СибГМУ учились граждане Гаити, Латвии, Вьетнама, Абхазии, Украины и Армении, а в один год с Джастином подали заявления абитуриенты из Индии, Малайзии, Монголии. Пожалуй, именно тогда, в середине 2010-х, Томск стал активно выходить на международный образовательный рынок.

«Сначала я приехал в Казань, на курс русского языка длиной шесть месяцев, — рассказывает Эммануэль. – А потом начал искать медицинский вуз. В Казани он тоже был – но обучение там дороже, чем в Томске. А про СибГМУ мне рассказывал Джастин и еще одна моя подруга из Нигерии. Им здесь очень нравилось, они были довольны университетом и преподавателями, говорили, что здесь много молодежи, не бывает  проблем. Я их послушал, подал документы и в 2016 году поступил на лечебное дело».

Впервые в Томске Эммануэль оказался в октябре. В Казани и Москве еще была осень, а на томских улицах лежал снег. Это было очень интересно и необычно для африканца! Особенно когда он услышал, что снег будет лежать до апреля… К сибирской зиме новоиспеченный студент оказался не подготовлен: его куртка оказалась слишком тонкой, и друг Джастин отдал свою. «Сначала было сложно из-за холода, потом привык, и все стало нормально. Есть пословица, что  люди из Сибири тоже мерзнут, но знают, как одеваться зимой. Я тоже научился тепло одеваться, даже в -40 ходил в университет, без проблем!» — вспоминает Эммануэль.

 

В Томске Эммануэль сразу попал в африканское коммьюнити – его земляки учились в ТГУ, в ТПУ. Они поддерживали и помогали с бытовыми делами – куда пойти, где что купить. Для более серьезных вопросов (таких, как сходить в банк и оформить счет) были наготове сотрудники международного отдела СибГМУ. Знания языка на то, чтобы сделать это самостоятельно, не хватало…

«Я сразу решил учиться на англоязычной программе – на русском это было бы очень сложно для меня. Русский шел отдельным предметом как иностранный язык. Но язык нужен был на практиках в больницах – собирать анамнез… Первая практика у меня была по терапии в клиниках СибГМУ. Первая пациентка – пожилая женщина, около 70 лет. Конечно, увидев возле себя врача-иностранца, она переживала. Это было необычно. Когда наш преподаватель объяснил, что я не буду ее лечить, просто пока учусь, она успокоилась. Ее можно понять: мой русский был очень плохой!» – с улыбкой вспоминает Эммануэль.

Эммануэль Агбо говорит, что ему потребовалось около двух лет, чтобы заговорить на русском. Но признается, что до сих пор возникают сложности с падежами – самая сложная тема!

К третьему курсу, на факультетской терапии, Эммануэля уже допускали до пациентов без преподавателя. «Помню, у меня был очень веселый человек, я ходил к нему каждый день, измерял давление. Он мне все подробно рассказывал: хорошо ли спал и так далее, – рассказывает Эммануэль. – Я потом понял, что восприятие иностранцев часто зависит от возраста: если человек молодой, ему вообще без разницы. Чем люди старше, тем им сложнее довериться. Это касается не только больницы: когда через два года после жизни в общежитии я искал квартиру, мне пришлось просить помощи русских друзей. Потому что если хозяйка была взрослой, то она, слыша акцент, не соглашалась на встречу: мало ли что. Друзья объясняли, что я студент из Нигерии, будущий доктор, со мной можно иметь дело».

Первые три года учеба длилась с утра и до шести-семи вечера. Только на четвертом курсе у Эммануэля более-менее появилось  свободное время. Его он предпочитает проводить на стадионе – играет с друзьями в футбол. Любимое место для прогулок в городе – Лагерный сад и Новособорная площадь. Говорит, что в Томске ему жить очень удобно.

Летом Эммануэль получил диплом терапевта. Сейчас проходит аккредитацию на русском языке, чтобы иметь право работать врачом. Между ординатурой в Нигерии и в России выбрал Россию. Скорей всего, специализировать будет на кардиологии.

«Сердце – это самый интересный орган для меня. К тому же в Нигерии от сердечно-сосудистых заболеваний умирает очень много людей, это большая проблема, и я хочу ее изучить, — говорит Эммануэль. – Подходы к лечению не различаются в России и Нигерии, но в России больше диагностических технологий. Пациент приезжает – ему могут сразу сделать ангиографию и т.д. Вся диагностика доступна. В Нигерии высокотехнологического оборудования во многих  больницах не хватает. Поэтому в Томске, где есть НИИ кардиологии и другие хорошие больницы, я могу получить очень полезный и важный опыт». 

«Я рад, что в России люди получают медицинскую помощь бесплатно. В этом году я дежурил на «скорой помощи» на Савиных (в клиниках СибГМУ), к нам поступил мужчина с острой болью с животе, в течение часа мы провели все исследования — УЗИ, эндоскопия. И увидели, что случилось, — рассказывает Эммануэль Агбо. — Мне понравилось, что врач может поставить диагноз очень быстро, потому что можно быстро получить важную информацию о пациенте. И пациенту не нужно за это платить. Мало где в мире это сохранилось. У меня друг живет сейчас в другой стране, когда у него была проблема со здоровьем, он потратил на ее решение много-много денег».


Все выпуски проекта «Связано по-томски» здесь.