Источник фото: Tomsk.ru / Павел Богданов
Интересное

Показать фактуру русской провинции: зачем дизайнеру создавать бренды для томских сел

10:00 / 15.09.22
5011

Расскажи-ка мне, дружок, где тротуары из досОк?

Мы в социальных сетях:

Расскажи-ка мне, дружок, где тротуары из досОк? Если ответили «Каргасок», значит, уже знакомы с работами дизайнера Павла Богданова. Его же творения можно встретить на стене корпуса 3 томской горбольницы, у Речвокзала и Первого музея славянской мифологии (тот самый чудо-осетр). Паша в дизайне почти 18 лет, за это время создал множество визуальных концептов, помог местным брендам найти свое лицо. А еще он много путешествует и без ума от провинции, которая сохраняет свое культурное богатство. О том, зачем томской деревне свой бренд — в новом выпуске проекта «Необыкновенный человек».

В Нарыме было советское счастливое детство, жесть 90-х туда не добралась

Паша родился в старом купеческом красноярском городе Минусинске. А с Томской областью его связывает село Нарым, расположенное на острове на севере региона в Парабельском районе. Там родилась мама Паши, рядом, в селе Нестерово — предки до 4 колена, которые жили там еще до революции. В Нарыме Паша с братом проводили практически каждое лето.

«Родители говорили: мы вас в ссылку отправляем. А для нас этот «остров несвободы» был островком воли. В 90-е годы в Нарыме было пролонгированное советское счастливое детство. Играли в футбол до часу почти, там же север, белые ночи, нас никто не контролировал. Когда в 90-е в городах началась жесть всякая и трэш, в Нарым это еще не дошло. Мама приедет нас забирать с братом – рассказывает: а у нас очередного пиджака малинового завалили, во дворе расстреляли. Это тогда было в порядке вещей».

Такая обособленность была характерна для многих деревень России. В этом Паша утвердился, уже когда вырос и начал путешествовать. Так, своеобразность Нарыма выражается в островной ментальности его жителей.

«Как мне сказал один из наших художников в арт-резиденции: нарымчане – эскаписты, тебя просто так в гости не пустят, надо контакт найти. И в целом в деревнях России и на территории бывшего СНГ часто сохранилась единая целостная фактура, ткань – это отдельный стиль, вайб. Потому что в российских городах за постсоветское время, сытые нулевые и еще более сытые 10-е все стало некрасивое, точечное, разрозненное, последние лет 5 только собирается. А в деревнях это сохранилось так или иначе, но тоже рвется. Там всегда все с запозданием».

К заработку я шел долго. Сначала просто «драйвило»

Паша приехал в Томск после школы,  учиться на эколога в 2002 году, а параллельно увлекся дизайном (сначала даже не зная значения этого слова). Рисовал плакаты и буклеты для экологической общественной организации.

На втором курсе Паша познакомился с ребятами с журфака, стал ходить на фотодело к Морозову Александру Владимировичу, и вскоре перевелся с экологии на 2 курс факультет журналистики. В 2004 году как раз там начали готовить дизайнеров.

«Я, когда пришел на журфак, активно делал плакаты, афиши. Какая это была работа? Абсолютно безденежная: делал несколько плакатов в месяц художественных. Сканировал, экспериментировал. Просто «драйвило», это было интересно. Я вообще к заработку долго шел. Сначала мне было психологически сложно брать деньги за это. Потом в себе разобрался и понял: у тебя есть определенные навыки, в какой-то момент стало получаться».

В 23 года Павел устроился работать в издательский дом «Провинция». Причем молодого дизайнера поставили сразу на должность арт-директора. Парень чуть позже создал свою студию, периодически возвращался к «Провинции», и в 2016 году появилась «Design-orchestra», руководителем которой Паша остается до сих пор.

Это же готовый бренд: бери и развивай! Как создать дизайн для провинции

Студия Паши создает дизайн-проекты на абсолютно разные темы. А вот работы, связанные с русской провинцией, стали направлением, которое слилось с увлечением и интересом самого дизайнера. Паша много ездил по Томской области. Не был только в Тегульдетском, Зырянском районах, в Александровском. В ноябре он планирует посетить арт-резиденцию в Подгорном Чаинского района. И классные проявления этой фактуры русской деревни Паша видит практически в каждом месте, в которое приезжает.

«Есть классная деревня Чилино, находится на границе с Новосибирской областью, у меня там друг живет. Я стал туда ездить и понял, что это очень классное место, там еще осталась эта «ткань». Смотришь – о, дом характерный 19 века. Готовый бренд – бери и развивай».

Самый заметный след в работах Паши оставили 2 населенных пункта: Нарым и Каргасок. В прошлом году один из томских ресторанов северной кухни, готовясь к открытию, попросил у студии Паши создать логотип. Готовое название нашего героя не устроило, и в ходе мозгового штурма в разговоре всплыл Нарым, именно так Паша предложил назвать заведение.

«Они сначала были напуганы, а потом стали влюбляться в этот концепт, приняли. Мы нарисовали лого, фирменный стиль летом 21 года. А в августе меня позвали в арт-резиденцию Нарымскую. И там я подумал – было бы интересно мне как художнику и дизайнеру-графику придумать бренд для поселения. Сделали лого, серию плакатов, мерч, выставку на базе Краеведческого музея, посвященную Нарыму, показали жителям работы других ребят из арт-резиденции».

От шутки к реальным проектам

А вот история с Каргаском началась не как серьезный проект, а как задание для студентов. В 2020 году Павла Богданова позвали провести по графдизайну спецкурс в Высшей школе журналистики. Паша поставил ребятам довольно сложную задачу: сделать 4 бренда томских деревень. После решил попробовать и сам, запустив для Каргаска настоящий бренд.

«Есть местный мем советского времени: «Расскажи-ка мне, дружок, что такое Каргасок». Это, скорее всего, перефразированная песня прекрасной Эдиты Пьехи о Манжероке. Но ребята на северах Томской области очень острые на язык, они любят все на свой лад перестроить. Мне показалось, что принцип перестроить тонко и одновременно грубо в лоб – это по-Нарымски, по-Каргасокский. Есть еще фразы: «Каргасок-Каргасок-тротуары из досОк». «Каргасок домами не высок». И я подумал, что это может стать слоганами Каргаска. Мы эту историю нарисовали нарочито корявенько, и для меня Каргасок именно такой, в этом вся его прелесть и суть»

Логотипы реализовались в картинках, видеороликах, множестве мерча. Дизайнер признается: работа была сделана чисто для удовольствия и фана. В Каргаске о том, что Павел Богданов создал для поселения небольшой бренд, знают не многие.

Зато проект выстрелил в тусовке дизайнеров и архитекторов. Студии Design-orchestra предложил посотрудничать Центра развития городской среды: создать бренд и символику для проекта по благоустройству города Асино. Проект выиграл многомиллионный грант, и сейчас асиновский горсад трансформируют в современное пространство для отдыха горожан. А в этом году с участием студии Паши области выиграла другой грант для Стрежевого.

Новый взгляд на действительность: как дизайн может отражать и менять реальность

Главное, почему Паша занимается дизайном — ему это нравится. При этом наш герой не отрицает: дизайн может не только радовать глаз, но и помогать преображать жизнь и отношения между людьми.

«Я помню, как пришел на встречу с директором Краеведческого музея в толстовке с Каргаском. Он меня встречает, говорит: «Классный мерч!». И я ему отвечаю: «Вообще-то это коллаб Nike и администрации Каргасокского района». На секунду он опешил, потом, видимо, понял, что я смеюсь. И говорит: «А вообще почему бы нет?» Если ты приезжаешь в штаты, у тебя может быть какой-нибудь маленький муниципалитет, он может заколлабиться с каким-нибудь брендом и сделать совместный проект. Примерно вот эти глобальные идеи могут здесь классно прорастать».

Однако пока Паша Богданов создает для томской провинции дизайны исключительно на интересе: выгорит — хорошо. Это огромное поле для работы. Проекты могут быть замечены (как Каргасок), а могут остаться без внимания. Суть в том, чтобы увидеть привычные вещи под другим углом и найти через этот угол отклик в других людях.

«Вот эта не открыточная фактура русской провинции — наше конкурентное преимущество. Визуальное, эстетическое, там очень много энергии. К примеру, у меня была давно идея сделать туристические плакаты. Приезжая в Томскую область я всегда рефлексировал: структуры, которые продают регион, хотят немного «напудрить носик», приукрасить все. Получается нелепо. А тут есть, скажем, комары. С одной стороны — плохо, с другой – хардкор. Если ты сюда приехал – наверное, могешь чего-то».

Мы спросили, думал ли Паша уехать из Томска? Думал, вот только насовсем не уезжал, только в путешествие или по работе. Томск для него — достаточно продвинутый город с «френдли» атмосферой, пусть и не очень развитой инфраструктурой.

«Я это ощущение словил в 2020 году, когда Москва и Питер сидели на карантине. А здесь видимо, правила были более лайтовые, никого особо не «пасли». Стояли теплые апрель, май. Ты гуляешь по Лагерному саду, народ такой классный: кто-то йогой занимается, кто-то рыбачит. Ты вроде и в центре, а вроде и природа рядом. И мы гармонично сосуществуем».


Все выпуски проекта «Связано по-томски» здесь.