В то время как писатели-фантасты пишут о вымирании всего живого к 2050 году, российские экономисты отличились целой о книгой о том, как хорошо будет жить Россия к этому времени, если…
Эксперты президентского "мозгового центра" заглянули в будущее. Речь идет об Институте современного развития и докладе «Россия XXI века: Образ желаемого завтра».
Документ описывает Россию, какой она может стать к середине столетия. Итак наступил 2050 год. Россия преодолела «русскую болезнь» – «проклятие» сырьевой зависимости и слабость/негибкость рыночных и государственных институтов. По уровню коррумпированности Россия опережает европейских аутсайдеров и никак не похожа на коррумпированные страны «третьего мира». Доступность кредитных ресурсов и финансовых услуг, приемлемый уровень налоговой нагрузки обеспечили сбалансированность развития крупного, среднего и малого бизнеса. Доля последнего в ВВП составляет 35–40%. Устойчивость экономического роста и стабильная социализация его результатов обеспечиваются развитой и конкурентоспособной национальной финансовой системой. Вот такой видят нашу страну ведущие экономисты ИНСОРа Игорь Юргенс и Евгений Гонтмахер.
Для достижения этих результатов, по мнению экономистов, прежде всего, нужно создать правильное настроение. В 2050 году главным ресурсом развития становятся творческие способности человека, его энергия и инициатива. Мегамашина государства, состоящая из «винтиков», в конечном счете, безнадежно проигрывает сообществу свободных индивидов. Модель «граждане на службе у государства» сменяется принципом «государство, обслуживающее граждан».
Опрошенные газетой «Труд» эксперты сомневаются, что дело дойдет до реализации. Больше всего нареканий вызывает изменение политической системы: Россия – федеративная республика с сильной президентской властью и сильным двухпалатным парламентом; в стране действует многопартийная система; избирательная система – связанная смешанная и проч.
«Это интересная работа. Мы всегда открыты для подобных тем, — прокомментировал изданию член научного совета Центра Карнеги Алексей Малашенко. — Однако решение менять что-либо в России принимают не аналитики, а политики. А власть пока не может подтвердить свои намерения двигаться вперед. Вдобавок перемены грозят благополучию слишком многих представителей элит».