Источник фото: ТПУ
Интересное

«Хочешь стать великим? Общайся!»: зачем и как современному инженеру развивать soft skills

16:40 / 29.11.22
8917

В Томском Политехе для этого работает Центр компетенций

Мы в социальных сетях:

Для крупных компаний – технологических лидеров рынка – в рекрутинге важны не только hard skills, то есть профессиональные компетенции потенциального сотрудника, но и то, как он общается в команде, лидер он или нет, умеет ли планировать время и справляться со стрессом… С  1 сентября в Томском политехническом университете введен новый предмет — «Инженерная психология», помогающий выявить и вырастить «мягкие навыки» у студентов. А с февраля этого года в Политехе работает  Центр оценки и развития надпрофессиональных компетенций. Как научить инженера коммуникациям и почему даже великие физики боролись со стеснительностью – в спецпроекте Tomsk.ru и ТПУ «Эра инженеров».

Есть известная история, как советский физик, Нобелевский лауреат (тогда еще – будущий) Лев Ландау ходил по Невскому проспекту, привязав воздушный шарик к своей шляпе и привлекая всеобщее внимание. Также он буквально заставлял себя заговаривать со случайными прохожими, задавая им нелепые вопросы типа «зачем вы носите усы?». И всё — ради того, чтобы побороть свою стеснительность.

SOFT vs HARD: мнения студентов-инженеров о важности конкретных скиллов

«В детстве я зачитывалась биографией Ландау, на всю жизнь запомнила, как он говорил: если бы не моя стеснительность, я бы раньше смог высказать многие идеи, приходившие в голову, и достичь в физике еще больше, — говорит координатор Центра компетенций ТПУ Елена Родионова. – Эту историю рассказывала недавно студенту-физику на «Инженерной психологии». Он постоянно спорил: «Зачем мне эти мягкие навыки? Мне не обязательно договариваться в команде – я сам все сделаю. Для решения задачи понадобится программист? Я подучу программирование» и т.д. Но пример Ландау заставил его задуматься».

Про важность soft skills последние годы не говорил только ленивый. Но как их измерить, мало кто понимал. В прошлом году президентская платформа «Россия – страна возможностей» (РСВ) инициировала проект по созданию в вузах центров оценки и развития надпрофессиональных компетенций (ЦК). В Томском политехе ЦК открылся в феврале 2022 года.

«РСВ предложила вузам релевантную методологию оценки soft skills, понятную как образовательному сообществу, так и бизнесу. Она была разработана на основе общения с тысячами работодателей», — рассказывает директор Школы базовой инженерной подготовки Денис Чайковский.

Работодатели, в частности, назвали 11 «скилов», которые важны у потенциального сотрудника: 

  1. Партнерство/сотрудничество
  2. Клиентоориентированность
  3. Ориентация на результат
  4. Планирование и организация
  5. Анализ информации и выработка решения
  6. Коммуникативная грамотность
  7. Саморазвитие
  8. Следование правилам и процедурам
  9. Стрессоустойчивость
  10. Эмоциональный интеллект
  11. Лидерство

Массовое тестирование по методологии РСВ проходили в том числе студенты ведущих вузов Томска. У студентов Политеха были высокие показатели в такой компетенции, как следование правилам и процедурам (что логично – на атомной станции творчества не требуется). Также политехники продемонстрировали высокую стрессоустойчивость. Кроме того, оказалось, что чуть больше  5 % студентов – это так называемый «звездный состав»: у них высокий уровень по компетенции «Анализ информации и выработка решений» и высокий или средний уровень по остальным «мягким навыкам».

По словам Дениса Чайковского, поначалу студенты были не в восторге от идеи составить свой профиль компетенций  – воспринимали тест как некую оценку, конечную точку, в отдельных случаях — «клеймо»..

«Но потом поняли, что тестирование на soft skills – это осознание своих сильных и слабых сторон, с которыми можно работать. Мы называем их точками роста, — говорит Денис Чайковский. – Повторное тестирование проводится не раньше, чем через год-полтора, и это время можно и нужно использовать для развития. Мы, как вуз, помогаем этот рост осуществить, предоставляя механизмы по прокачке надпрофессиональных навыков. Это как видеокурсы на платформе «РСВ», так и тренинги внутри университета. Сейчас готовим  собственные онлайн-кейс-тренажеры».

«Если на начальном этапе карьеры специалисту в большей степени важны «харды»,  то чем выше он поднимается  по карьерной лестнице, тем сильнее начинают преобладать «софты». Уже на уровне полутопа на первый план выходит умение общаться, эмоциональный интеллект, компетенции лидерства», — считает Денис Чайковский.

С нового учебного года работа с soft skills интегрирована в учебный процесс – у первокурсников всех направлений появился обязательный предмет «Инженерная психология».

«Цель этой дисциплины – использовать инструменты психодиагностики для самооценки надпрофессиональных навыков необходимых в деятельности инженера. Студенты проходят пять тестирований на 11 вышеупомянутых компетенций, и по результатам выстраивают – с помощью преподавателя – индивидуальную траекторию развития: определяют 1-2-3 компетенции, где видят свою зону роста, соответствующую их ближайшим целям и составляют карту – какими способами их прокачают, какую литературу прочитают, прослушают лекции и какие посетят тренинги», — рассказывает Елена Родионова.

«В рамках инженерной психологии есть тема «Психология карьеры», где у студентов происходит рефлексия на тему своего будущего, — отмечает Елена Родионова. – Когда я задаю вопрос «Как вы выбрали специальность?», большинство отвечает: либо родители посоветовали, либо выбрали сами, ориентируясь на престиж и уровень заработка. И единицы говорят: «Мне это нравится». Но выбор сделан, и дальше важно определить свою цель в профессии. Ее, как правило, никто не видит на раннем этапе освоения. У нас есть интересное упражнение – представить свой профессиональный портрет в 2032 году: какую должность я занимаю, сколько зарабатываю, какие навыки приобрел, сколько и какие усилия затратил, какие встретил препятствия, чтобы прийти в эту точку. Это очень хорошо работает – потом ребята с большим удовольствием записываются на тренинги, понимая, что мы даем им инструменты для успешной карьеры».

Работодатель в процесс развития студента тоже включен. Например, в октябре в ТПУ прошел  День платформы «Россия – страна возможностей», где, помимо всего прочего, HR-специалисты крупных томских компаний проводили индивидуальные консультации политехников по итогам их тестов на soft skills. Ребята были в восторге: они услышали обратную связь от бизнеса и поняли, какие качества от них будут ждать при трудоустройстве. Одна студентка тут же получила предложение о работе, настолько впечатлили ее результаты. 

Самые активные студенты – пользователи платформы РСВ – получают поощрительные поездки по России: Байкал, Кавказ, Сахалин и многие другие регионы. Изучать страну — тоже очень полезный навык…