Источник фото: ТПУ
Интересное

Видение визионера: когда пора заканчивать учиться и кто такой «человек завтра»

19:00 / 23.12.22
5983

Непрерывное образование как продукт Томского политеха

Мы в социальных сетях:

С концепцией «life-long learning» (непрерывное обучение) уже никто не спорит: те, кто не учится во взрослом возрасте, остаются за бортом профессионального рынка. Но чему конкретно учиться? Как часто? Онлайн или оффлайн?.. ТОП-5 вопросов разбираем с Антоном Оцеповым, экс-сотрудником GeekBrains, а ныне – директором Центра непрерывного образования Томского политехнического университета, и Романом Лаасом, директором Института развития инженерного образования ТПУ.

Этим материалом мы завершаем цикл «Эра инженеров», в котором разбирались, каким должно быть передовое инженерное образование в современном вузе. Но на получении диплома специалиста или магистра обучение не заканчивается…

Чем непрерывное образование отличается от дополнительного?

В сентябре прошлого года в Томском политехе появился Институт развития инженерного образования, а в его составе – Центр непрерывного образования (ЦНО), который до этого много лет работал под брендом Центра дополнительного образования (ЦДО). Поменялась всего одна буква аббревиатуры, но разница на самом деле большая.

Антон Оцепов:

«Я работал в Edtech-компаниях пять лет и ни разу не слышал термин «дополнительное профессиональное образование», хотя это классика для университетов. Если мы обучаемся дополнительно, то это, скорее всего, для какой-то цели в конкретный момент времени. Например, нам пообещали повышение на работе и для этого нужно срочно повысить квалификацию.

Но есть вариант постоянно улучшать знания в текущей профессии. То самое continuous education. В Японии есть философия «Кайдзен», которая говорит о том, что наша жизнь (и трудовая, и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение. Каждый день, год за годом. Эта концепция начала применяться в японских компаниях (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны. На каком уровне сейчас японская промышленность, мы знаем.»

В чем разница в содержании курсов частных Edtech-компаний и вузов?

Эдтех пытается «попасть» в профессию сегодня, вуз целится вперед и обучает «человека завтра». То есть такого, который потребуется работодателю в недалеком (а может быть, и отдаленном) будущем. Это наглядно видно на рынке IT: сотни и тысячи курсов выпускают сейчас программистов (или тестировщиков, или дизайнеров), это привело к тому, что найти работу в IT начинающему специалисту стало сложно из-за огромной конкуренции.

Антон Оцепов:

Вуз — это визионер, футуролог. «Заглядывать в будущее» нам позволяют наши преподаватели, наша наука, наш прямой контакт с корпоративными заказчиками. У нас глубокие, годами выстроенные связи с промышленностью.

«Уникальное торговое предложение, УТП, практически любого эдтеха: «Вы получите новую профессию через год!». Но будет ли нужна эта профессия через год, потребитель не знает», — говорит Антон Оцепов. 

Роман Лаас:

«Крупному бизнесу нужны кастомизированные решения, это дорого для частной компании. А у нас огромная база знаний, масса контента. Последний пример: приходит СХК с запросом на повышение квалификации сотрудников, занятых на строительстве реактора БРЕСТ-300. Это новое поколение технологий замкнутого ядерного цикла, нужно собрать две программы – по физике и по химии. Дольше шло согласование сроков, чем сборка, потому что все наполнение есть – это модули наших основных образовательных программ. То, что находится за рамками базы, могут дать привлеченные практики с производства.»

Промышленность заказывает в Политехе разные курсы – они могут длиться и 72 часа, и 3-6-9 месяцев.

Онлайн или офлайн?

Технологические платформы позиционируют онлайн-образование как свое преимущество. До известного момента это так, поэтому и у продвинутых вузов сотни собственных онлайн-курсов. Но если тому же GeekBrains дать огромный университет, то он будет на 100% заполнен людьми… Не зря сейчас эдтех вступает в партнерство с вузами, создает базовые кафедры, открывает офлайн-офисы.

Роман Лаас:

«Смысл офлайна не в том, что ты сидишь рядом с преподавателем. Смысл в том, что создается большая экосистема. Кампус —это своя атмосфера, другие люди, постоянный нетворкинг,  возможность добирать и выбирать знания».

Как формируются образовательные программы?

В чем эдтех опережает вузы, так это в менеджменте программ. В серьезной образовательной коммерции есть product owner, который руководит проектом, есть product-менеджер, который задает линейку продуктов, есть продюсер, который занимается сборкой конкретного курса. Один продюсер обрабатывает одно направление (максимум 2-3 программы в год).

Антон Оцепов:

«В случае с вузом ответственный за программы – это обычно преподаватель, он занимается контентом. Закончилось обучение у заказчика – программа «умерла», потому что у преподавателя другая основная деятельность. Сейчас мы работаем как раз над тем, чтобы выстроить звено продакшена. В штате ЦНО уже есть продюсер и методист, хотим распространить эту практику на все инженерные школы ТПУ (в ТПУ нет факультетов, вместо них — инженерные и исследовательские школы, ред.). Первую программу с участием продюсера запустили осенью – это был «Кризисный управляющий» для обучения по нацпроекту «Демография». Курсов по антикризисному управлению сейчас множество, но антикризис – это удержание на плаву корабля в шторм. А кризисное управление – это умение не просто не потопить корабль, а провести его через шторм к цели. Это что-то более близкое к консалтингу и аналитике. «Кризисного управляющего» мы сделали полностью с нуля, добавив внешних преподавателей – крутых специалистов Сергея Куксенка («Сибирский кедр») и Марину Шкарпетину («Автодом Южный»). Получилось круто, слушатели были очень довольны, мы сразу захотели перевести эту программу в продукт. Лекции Сергея записали, смонтировали и упаковали в короткий бесплатный курс «Аналитика данных», он будет доступен в январе-феврале 2023.»

За 2022 год обучение в Центре непрерывного образования прошли 6400 человек. Задача к 2030 году — обучать до 20 тысяч человек в год.

Что такое образовательные услуги, а что такое продукт?

Услуга — это что-то разовое. Продукт — то, что продается постоянно. Политех сейчас пытается работать именно в продуктовой логике. Если программа, собранная под конкретного заказчика,  оказалась удачной, она как минимум должна встроиться в основные образовательные программы для студентов. Как максимум — претерпеть изменения и выйти на рынок.

Антон Оцепов:

«Амбициозная задача на будущее – создание платформы личного кабинета юрлица в Политехе. Предполагается, что работодатель будет заполнять на ней карточки своих сотрудников. Под каждого из них университет будет выдавать пул образовательных программ на год, в соответствии с бюджетом их можно будет настраивать. Такое… «образование по подписке». Мы готовим  хорошего сотрудника и выполняем свои образовательные функции, сотрудник — реализует свой карьерный путь, компания получает с этого добавленную стоимость. Все в выигрыше!»