Источник фото: Tomsk.ru / ТГУ
Интересное

Эффект присутствия: как система гибридного обучения АКТРУ из внутреннего продукта превратилась в рыночный

16:00 / 27.12.22
8902

В России и в мире прямых аналогов нет

Мы в социальных сетях:

Пандемия коронавируса подстегнула вузы менять процесс образования: тысячи студентов не могут прийти на пары, так будет неизвестно сколько, поэтому старый добрый очный формат уже не справляется… Система смешанного обучения АКТРУ, разработку которой инициировал Томский госуниверситет, оказалась настолько удобной, что сейчас стала не внутренним, а рыночным продуктом. В России и в мире прямых аналогов нет. О технологических фишках рассказываем в специальном проекте Tomsk.ru и ТГУ «Технотренды».

1. В чем проблема онлайн обучения?

Весной 2020 года в обиход прочно вошли такие слова, как «удаленка», «самоизоляция». Кто-то из студентов во время «ковидных» ограничений не смог выехать из своего региона, кто-то – из страны. Полноценное возвращение в аудитории случилось, по сути, только через год. Все это время надо было как-то учиться.

В 2020 году 15 тысяч студентов и почти 1,5 тысячи преподавателей ТГУ работали параллельно в онлайне и офлайне.

Стандартные системы видеосвязи были не лучшим решением: они не приспособлены для гибридного формата, когда часть студентов присутствует оффлайн, часть подключается удаленно. Им сложно обеспечить одинаковый уровень усвоения материала. Например, онлайн-студенты жаловались, что плохо слышат преподавателя, если он отходит от микрофона, и уж тем более в каких-нибудь «зумах» нет возможности полноценно следить за доской…

Поэтому летом 2020 года с этой задачей ТГУ обратились к компаниям — партнерам Университетского Консорциума исследователей больших данных. Так как на рынке не было решения, которое подходило университету по всем параметрам, технологический партнер начал разработку системы гибридного обучения внутри Консорциума. Она получила название АКТРУ – по имени вершины на Алтае, где у ТГУ есть научная база. Место силы, вершина, к которой хочется стремиться в университетском образовании.

Эдуард Галажинский, ректор ТГУ 

Система АКТРУ (гипер https://aktru.video/ ) не имеет прямых аналогов в России и за рубежом. В 2020 году Томский университет выступил тестовой площадкой и стал первым в России вузом, создавшим пространство для смешанного обучения.

Обычно на разработку и обкатку столь сложных систем уходит около двух лет, но ждать было некогда,  и продукт был готов меньше чем за год. Первые 12 оснащенных АКТРУ аудиторий заработали в ТГУ в начале 2021 года. Сейчас их уже 79.

2. Чем АКТРУ отличается от обычной видеосвязи?

С помощью системы видеокамер студенты, находящиеся вне аудитории, видят все, что в ней происходит (включая доску). Специальный антивандальный микрофон передает звук в высоком качестве, причем для «полноты погружения» преподаватель может передать микрофон студенту, когда тот отвечает – чтобы по ту сторону экрана была понятна логика лекции, слышны вопросы и ответы.

Все занятия автоматически записываются – преподавателю даже не надо нажимать никаких кнопок (и вообще не надо никак дополнительно заморачиваться – просто веди лекцию в специально оборудованной аудитории!). Классная фишка — возможность ретранслировать запись во ВКонтакте и другие стриминговые сервисы.

Общее разрешение записи – не хуже 1080p, то есть Full HD.

Так как ТГУ требовалось предоставить учащимся постоянный доступ ко всем видеозаписям лекций университета, нужно было обеспечить хранение огромного объема данных без деградации доступа к ним. Серверная часть инфраструктуры АКТРУ разворачивается на виртуальных машинах в облачном сервисе Yandex Cloud, размещенные в нескольких географически распределенных зонах доступности, за счет чего обеспечивается высокая безопасность данных. Сразу после загрузки в облако видеоматериалы встраиваются в систему электронного университета Moodle (LMS Moodle).

В АКТРУ «вшита» система автоматического распознавания речи преподавателя и формирование субтитров на русском (а русского они автоматически переводятся на иностранный язык). Это позволяет студентам находить лекции на портале ТГУ по ключевым словам и начинать просмотр с нужного фрагмента. Очень удобно для подготовки к экзаменам, поэтому системой с удовольствием пользуются даже те, кто присутствовал на лекции оффлайн.

Вячеслав Гойко, генеральный директор Ассоциации «Университетский консорциум исследователей больших данных»:

Система высшего образования вынуждена подстраиваться под современных молодых людей, которые привыкли к цифровому миру. Поэтому гибридный формат обучения — необходимая мера не только во времена пандемии. Выбранный технологический подход уже позволил перевести в новый формат обучения в ТГУ свыше 800 учебных дисциплин, только за один семестр грузится по 3000+ лекций.

По словам Вячеслава Гойко, сейчас АКТРУ используют 20 вузов — участников Университетского консорциума исследователей больших данных. В этом году система вошла в каталог отечественных образовательных инициатив и программ для сферы образования, а также в реестр отечественного ПО. Команда «Актру» разработала программный рекордер для установки на компьютеры, расположенные в «обычных» аудиториях, технология активно тестируется вузами.

Эдуард Галажинский:

Ничто не заменит личностного общения. Люди все-таки едут в Томск, в образовательную среду́, для этого мы и кампус проектируем. Но то, что это даст дополнительные возможности – это однозначно, тем более что система позволяет переводить контент на несколько языков, и это тоже повышает доступность обучения.