Источник фото: kinopoisk.ru
Движ с Серовым

Вынужденное искупление или кулинарный триллер: что ждать от фильма «Меню»?

20:02 / 23.01.23
2190

Рассказываем, каким получился неожиданный триллер про кухню

Мы в социальных сетях:

Легенда гласит, что режиссер фильма Марк Майлод придумал сюжет «Меню» после того, как побывал в одном изысканном ресторане на частом острове в Норвегии. В какой-то момент он понял, что его не выпустят с острова, пока он не сделает какой-нибудь заказ. Такая вот идея легла в основу довольно жуткого и местами непредсказуемого триллера, где шеф-повар мстит своим высокопоставленным и богатым гостям. Получилось ли у режиссера сделать действительно интригующее кино или вышла очередная копия «10 негритят»? Обо всем по порядку.

Сюжет крутится вокруг молодой пары в исполнении несравненной Ани Тейлор-Джой и талантливого британского актера Николаса Холта. Вместе с группой очень богатых, важных и властных гостей они пребывают на частный остров, где располагается до стыдного дорогое заведение шеф-повара Словика, которого сыграл Рэйф Файнс. Вместе со своей командой он приготовил незабываемый ужин из множества блюд, частью которых в прямом или переносном смысле станут все его гости. Но это уже интрига и спойлеры, которые действительно способны испортить просмотр.

Для начала хочется похвалить фильм за то, как хлестко и бойко он отработал свою самую важную тему — сатиру над слишком зажиточными и потерявшими все моральные ориентиры людьми. В отличие от лауреата Каннского кинофестиваля «Треугольника печали» режиссеру удалось посмеяться над своими богатеями более точечно и уверенно, нежели это сделал режиссер «Треугольника». Тут нет пространных экспозиций и объяснения того, кто из богачей за какой грех в своей жизни ответственен. Они просто есть, спокойно пребывают на остров и ведут между собой диалог. При этом камера вычленяет один столик за другим, позволяя лучше узнать героев фильма, понять их историю, но при этом не допускает того, чтобы вы отвлеклись от основного действия картины — самого ужина, который только набирает свои инфернальные, местами христианские, местами языческие обороты.

В какой-то момент шеф-повар открыто проговаривает: все умрут. А вот верить в это или нет — вопрос, который будет мучать зрителя до самого конца. Еще одним поводом пошутить становится претенциозность гостей и самого шеф-повара. Одни высоколобо рассуждают о концептуальности блюд, а команда ресторана откровенно смеется над своими гостями, раз за разом разочаровывая их ожидания, в чем они находят гениальные идеи.

На этот пласт сценария активно работают прописанные образы главных действующих лиц: гурман-профессионал Тайлер, выдающийся ресторанный критик Лиллиан, ее спутник и неисправимый подхалим Тед, безымянная, но утратившая свое прежнее сияние кинозвезда вместе с ненавидящем его агентом, группа молодых и богатых бизнесменов и представители богатой и классической элиты в лице Энни и Ричарда. Все они в равной степени хрестоматийны и слишком гипертрофированы, что в одно и то же время может быть плюсом и большим минусом. И режиссеру не всегда удается успешно балансировать между этими крайностями, иногда образы кажутся слишком гротескными и нерабочими, особенно на фоне предельно живой и по-хорошему простой героини Ани Тейлор-Джой.

Сами мотивы шеф-повара на такую кровожадную и циничную расправу варьируются от гениальных до вызывающих недоумение, но общая картина складывается в довольно симпатичный, пусть и иногда вызывающий отторжение паззл. Несмотря на свою гламурность и красоту, «Меню» — это по большей части неудобный, где-то тревожный, а где-то и безжалостный фильм, играющий на самых разных контрастах. Иногда вы аплодируете свершившейся справедливости, а иногда хочется забиться в угол и не отсвечивать в страхе от того, что герой Файнса увидит вас и заставит делать что-то неприятное.

По итогу получается действительно отличный кулинарный триллер, который уделяет приготовлению еды, ее описанию почти столько же времени, сколько и на свои основные мотивы. При этом очень радостно смотреть на то, как разные герои пытаются избежать своей участи, и совсем уж хорошо видеть то, как у некоторых это даже получается. А в целом, фильм выглядит так, как должен был выглядеть «Солнцестояние» Ари Астера. Пугающе, смешно и неожиданно тревожно. Впрочем, особо впечатлительным от просмотра можно и отказаться, а то рискуете смотреть на ваши любимые заведения общепита с некоторой опаской.