Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 16+
Уже можно с чистой душой и без лишнего лукавства говорить, что каждый спектакль бурятской постановщицы Сойжин Жамбаловой в Томске — это театральное событие. Его совершенно точно не стоит пропускать, с ним нужно как можно скорее ознакомиться и поглубже в нем разобраться. Премьера «Девяти кругов» по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери, которую для Томского драматического адаптировала Клава Ильина — это именно такой спектакль. Впрочем, получилось ли у режиссера в полной степени оправдать ожидания зрителей и подтвердить свой уровень постановки? Обо всем по порядку.
«Девять кругов» — это спектакль, в основе которого лежит первая часть «Божественной комедии» Данте. Да, той самой, в которой лирический герой отправляется в Ад, чтобы найти в нем свою возлюбленную, а дух древнеримского поэта Вергилия устраивает своеобразную и леденящую душу экскурсию по девяти кругам Преисподней. И в спектакле все почти так же, разве что без излишней помпезности и более приземленно. В завязке злые силы ЗАГСа крадут у молодого жениха его невесту, так что он отправляется в неожиданную одиссею против его воли.

По началу герой, ровно как и зрители, не особо понимает, что вообще происходит, и зачем это надо, но классический магический реализм режиссера расставляет все на свои места. Под оберткой дантевского путешествия можно разглядеть авторские размышления об ответственности и истинном понимании любви и брака. Готов ли главный персонаж войти во взрослую жизнь, справится ли он со всеми тягостями и невзгодами, на которые обрекает свою юность, в которую заключает свою свободу, сможет ли он мириться с обязанностями и ограничениями, что обязательно возникнут в момент совместной жизни.
Постановка — это метафора на проверку истинной любви, ее силы. Проверка, которая буквально бросает героя в пучину ужасных, тяжелых, обременительных и дискомфортных моментов, с которыми ему предстоит столкнуться. И не важно, реальны они или являются всего лишь потенциальными вариантами развития будущего. Обитатели Ада тестируют героя, исследуют то, что находится за тремя простыми словами: «Я тебя люблю».
Впрочем, как и должно комплексному и сложному произведению, это лишь главная линия повествования. Второстепенных авторы постановки тоже не пожалели, и они, в какой-то степени, доставляют куда больший дискомфорт зрителям. «Девять кругов» — это в том числе тест-драйв современных людей на соответствие дантевскому Аду. Все те же грехи, поданные через призму реального нам с вами мира, где люди вслепую следуют за «успешным успехом», тонут в бесконечных лентах рекомендаций, постоянно что-то покупают на маркетплейсах, ревнуют, игнорируют, ведут себя эгоистично и отдаляются от других. И всеми этими эпизодами, наполненными драмой и неироничной серьезностью, постановщик стремится вызвать стыд у своего зрителя, посмотреть в большое зеркало и понять страшную истину. Даже спустя многие столетия после публикации «Божественной комедии» — ничего не поменялось.

«Девять кругов» — это яркая, дерзкая, тягучая, липкая и местами обидная хрестоматия современных грехов, переложенных на наши с вами жизни. Можно с полной уверенностью сказать, что на протяжении всего спектакля зрители не переставали узнавать себя в искривленных и демонизированных образах, которые смеются над ними словами режиссера и самого Данте. И это нормально, и это хорошо. «Девять кругов» — это то самое искусство, которое не пытается быть милым и дружелюбным, оно остается злым, дискомфортным, но преследует самые лучшие мотивы и цели.
Впрочем, этот инфернальный нарратив время от времени прерывается очаровательной бытовой комедией и более доброй иронией над современными бюрократическими институтами. И вот если бы не было этой комедийной разрядки, то смотреть «Девять кругов» было бы по-настоящему неприятно.
Хвалить также хочется и визуальные решения спектакля: костюмы, свет, декорации, работа хореографа — все это выполнено на высочайшем уровне, что делает «Девять кругов» масштабным и ярким театральным событием, от которого и правда может перехватить дыхание. На высоте остаются и актерские работы. Пришедший не так давно в Томскую драму Михаил Чернов показывал не самую уверенную игру в «Грозе», но заметно раскрылся и отдал всего себя во время «Девяти кругов». Его герой мучается, страдает, смеется, недоумевает, принимает, любит, бьется, злится, и все эти эмоции выкручены ровно до той степени, насколько они нужны произведению.

Во множество образов погрузились и другие артисты: Антон Антонов, Константин Калашников, Елизавета Хрусталева, Юрий Шадрин, Дмитрий Янин, Владислав Хрусталев, Дмитрий Упольников и Аделина Бухвалова показывают невероятный уровень перевоплощения и умения существовать на сцене. Именно их персонажи и образы создают хаос и ад, трагедию и муку, являясь препятствием для героев и ожившим горем и стыдом для зрителей.
Однако, все внимание зала крадут Данила Дейкун в роли Вергилия и Олеся Казанцева в роли Регистратора. Эти двое по-настоящему являются центром всего произведения, как идеологически, так и нарративно. И их актерская игра действительно увлекает настолько, что на долгое время можно забыть где ты, и что ты.

Тем не менее, без огрехов не обошлось. Часть из них — техническая реализация. В произведении много музыкальных номеров, где персонажи читают очень яростный и пробивной речитатив, но чаще всего услышать его не дают колонки Большой сцены театра, что не в малой степени сбивает общее впечатление. Также зрителям, особенно неподготовленным, стоит учитывать, что спектакль идет три часа и двадцать минут. Само по себе — это ничего страшного, но иногда общий темпоритм кажется слишком рванным, а это тоже не идет на пользу общего ощущения от постановки.
По итогу хочется сказать, что Сойжин Жамбалова создала новую взрослую сказку, в которую включила все свои любимые режиссерские приемы. Спектакль наполнен магическим реализмом, он крайне ироничен, но и не менее суров, не боится показывать неприятные, напряженные и даже дискомфортные моменты. Визуальная составляющая «Девяти кругов» — все так же на высоте, нередко демонстрирует зрителям сцены, которые можно назвать застывшим фильмом, а музыка, свет и цвет вводят присутствующих в потусторонний транс. Однако посоветовать смотреть «Девять кругов» всем — невозможно. Это хороший, но крайне специфичный спектакль, он рассчитан на тех, кто готов смотреть вглубь, кто морально готов к тому, что его будут стыдить и отчитывать. Даже если вам кажется, что вы этого не заслужили. Но если вы готовы к такому искусству, то проведете время в визуально красивой, но идейно жесткой истории, где точно не найдется места счастливому концу.
P.S. Отдельное авторское восхищение открывающей сцене второго акта. Исполнении «Потерянного рая» «Арии» — волшебный и бьющий до мурашек момент.






