Источник фото: Tomsk.ru/ личный архив Асии Мустафиной
Интересное

Глубина в творчестве, карьере, жизни: зачем образование психолога оперной певице?

09:00 / 02.03.23
3238

Рассказывает выпускница ТГУ Асия Мустафина

Мы в социальных сетях:

Рассказывает выпускница ТГУ Асия Мустафина

Профессионально заниматься музыкой? Нет, лучше получить серьезную профессию в вузе.

Этот выбор часто возникает перед молодыми творческими ребятами и предстает, как правило, черно-белым: откажись от творчества или рискни пойти по зову сердца. Вот только есть и третий путь: найти применение «серьезной» профессии в своем творчестве и не отказываться от мечты. Асия Мустафина детскую мечту осуществила: стала оперной певицей, педагогом по вокалу. При этом во многом своему становлению она благодарна Томску и факультету психологии ТГУ. Образование не только не сбило с пути, а стало базой и поддержкой в нынешней работе, которая на первый взгляд, к психологии отношения не имеет. Как базовое образование может расширить и углубить понимание себя и своей профессии?

На пути к профессии мечты

Я родилась в Томске и с детства знала, что хочу быть певицей. Первый мой концерт был в 5 лет в школе № 10, я выучила 7 куплетов на татарском языке и спела. В школе посещала кружок самодеятельности, параллельно ходила в музыкальную школу и после 9 класса решила поступать в музыкальный колледж. Успешно поступила, но школу все-таки не бросила и окончила.

Было понимание, транслируемое от родителей, что непременно нужно получить серьезное высшее образование. Помимо музыки мне была интересна психология, и совокупность этих факторов сложилась в то, то я выбрала поступать на психологический факультет ТГУ в 16 лет. Почему бы не научиться? Но тогда еще не было еще четкого понимания, во что это в конце концов выльется.

Выбор вуза, кстати, вопроса вообще не вызвал. Это было естественно, что психологию буду изучать именно в ТГУ. Был кредит доверия к этому вузу. К тому же университет стал для меня местом, знакомым с детства. В нем училась моя мама, мы жили на берегу Томи, я ходила в университетский садик. Помню: папа ведет меня за ручку в садик, мы поднимаемся мимо котлована, который позже стал 4 корпусом и в котором я позже стала учиться, идем через рощу, зимой проходим сквозь недостроенный тогда еще подвал ТГУ (сейчас я бы сказала, что он в стиле «лофт») к университетскому садику. Сейчас на его месте находится лицей ТГУ. 

Много друзей, психология творчества и арт-терапия

Поступить на психологию мне было не так сложно, хоть и потребовало усилий. Причем сначала я поступила на направление «Менеджмент организации», но уже ко второму семестру поняла, что это не мое и перевелась на чисто психологию.

У меня были любимые предметы и педагоги. Одним из любимых педагогов была у меня Частоколенко Яна Борисовна, она была у меня научным руководителем курсовой и вела у нас арт-терапию и психологию творчества. Запомнилось, как мы ездили на практику в Кисловку, где у нее была специальная студия. Там она нас знакомила с различными методами арт-терапии. Как же это было интересно, у меня даже в детском саду и школе не было такого большого количества способов самовыражения! Пластилин, водные краски эбру, лепка — чего только не было. Сейчас Яна Борисовна живет в Крыму, занимается прикладными видами творчества и развивает бизнес. Люблю в соцсетях следить за ее творчеством чуть-чуть. Кстати, пение – тоже один из методов арт-терапии, называемый вокалотерапией. При помощи нее можно не только снимать стресс, выражать, прорабатывать свои эмоции.

ТГУ для меня — это, в первую очередь, главный корпус и четвертый, где мы учились. У меня была очень хорошая группа, там были почти одни девчонки. Мы по всем шести этажам четверки перемещались, любили небольшой холл на 4 этаже. И особенно теплые воспоминания связаны с Центром культуры. Там я ходила на исторические танцы.

Когда психология и музыка идут параллельно

Я училась на 2 очных отделениях параллельно: в ТГУ на факультете психологии и в музыкальном колледже имени Эдисона Денисова. У меня почти не было накладок: в колледже было много индивидуальных предметов, например, вокал, фортепиано, дирижирование, так что расписание можно было подстроить практически всегда.

Мало того, я успевала ходить на исторические танцы в «Мистерию танца» ТГУ. Вот это я просто обожала. Танцы разных эпох, фехтование, «Чеховские пятницы», настоящие балы.

На 2 этаже Центра культуры есть большой зал с каменным полом и колоннами. На балкончике звукооператоры ставили нам вальсы, мазурки, польки, кадрили. Вот эта танцевально-историческая тусовка была очень разношерстной: начиная от первокурсников заканчивая научными сотрудниками и преподавателями. Меня это, как эдакую тургеневскую девушку, очень вдохновляло. А с ребятами из Мистерии мы поддерживаем дружбу на протяжение многих лет, хотя никто из нас уже почти не танцует.

Преподаватели «Мистерии танца» всегда очень трепетно относились к достоверности. Например, балы устраивали, придерживаясь какого-то определенного стиля в костюмах, музыке, играх, танцах. И это тоже мне дало более глубокое понимание различных стилевых особенностей разных эпох, что помогает при подготовке ролей. В будущем это все очень пригодилось в театральной работе, например, я знаю язык веера и на спектаклях бездумно им не машу.

Вектор в музыку

В музыкальный колледж я поступила до ТГУ, но окончила его на год позже, так как первые 2 курса училась на отделении муз образования. Мне очень повезло попасть в класс вокала Акимкиной Татьяны Петровны, которая стала для меня второй мамой и мамой моего голоса. Она воспитала меня и как артиста, и как личность. Эта встреча определила мою судьбу, ведь не поступи я в КГК, я бы не встретила своего супруга Александра и не родилась бы моя дочь София.

После колледжа у меня была ясная дорога в консерваторию. Конечно, когда заканчиваешь вокальный факультет в колледже, можешь разными вещами заниматься. Но, если серьезно намерен идти в вокал и быть профессионалом, надо в консерваторию поступать. К сожалению, у нас в Томске нет консерватории. Все есть, а ее — нет. Так что я поехала в Казань.

Консерватория позволила мне глубже окунуться в мир оперы, я начала участвовать в постановках уже с 1 курса. Сначала участвуешь в качестве массовки — танцуешь, играешь, поешь в хоре, потом начинают давать маленькие роли, потом побольше, по мере твоего развития. И таким образом, к выпуску накапливается репертуар из партий, которые подходят твоему голосу.

Кстати, учась в консерватории, я не бросала психологию, а работала в тренинг-центре «Синтон», где также прошла много тренингов сама и начала разрабатывать свой собственный тренинг по снятию сценического волнения, который теперь веду для своих студентов в качестве факультатива.

После консерватории я работала солисткой в Татарской Государственной Филармонии им. Г. Тукая. Спустя время перешла в Марийский оперный театр и была там солисткой. И всегда, начиная с учебы в консерватории, я преподавала, просто обожаю это дело.  Временно я оставила работу: стала мамой, родила дочку. И сейчас я тихонько выхожу из декрета, работаю в Институте культуры преподавателем по вокалу, пою на концертах.

Интересно, как с появлением новых технологий меняется преподавание вокала. Мне казалось, это всегда была одна из самых консервативных вещей. Но когда пришел Ковид, все изменилось. Да, он ограничил нас во многом, ведь во время пения на уроках мы активно дышим друг на друга. А это значит, что в пандемию не было и речи об оффлайн занятиях, к тому же я тогда была в положении. Но для меня то время открыло онлайн-формат. Я стала вести онлайн-уроки по вокалу, теперь веду свой блог в соцсетях, начала выкладывать короткие видео на Ютубе. 

Симбиоз профессий

Да, я не спорю, что вокал для меня всегда был основным. Но психология мне дала гораздо больше, чем просто второе образование, которое не можешь применить в работе в другой сфере.  Для певца психология здорово помогает понять его персонажа. Раскрыть этот образ, понять психотип, его способности, мысли и страхи. Все это с точки зрения артиста помогает передать образ глубже.

С точки зрения другой моей ипостаси — педагога вокала, психология на уроках очень нужна. Чтобы лучше понять ученика, обойти психологические защиты, определить, отчего у него сейчас не получается спеть, я иногда применяю некоторые психотерапевтические техники, например, эриксоновский гипноз, который я изучала на летних курсах в «Синтоне». Инструмент певца — все его тело. И если есть психологические или физические зажимы, это сразу отражается и в голосе. Бывало, что некоторых учеников удавалось подвести к тому, чтобы они начинали ходить к психологу. Тогда я замечала, что у них живот становился свободным, дыхание — мягким и мы могли дальше работать спокойнее.

Важно, что психология помогла мне не только в профессии, но и в понимании себя, своих чувств, эмоций и их происхождения. И дала понимание, что, пожалуй, 90% людей нужно посещать психолога. Эта профессия пока не настолько востребована, насколько должна быть.

И в воспитании дочки психология пригодилась: я учитываю особенности каждого ее периода и кризиса, вовсю использую сказкотерапию и понимаю, какие сказки не нужно рассказывать. Например, Емелюшка-дурачок — чему учит? Что ты можешь ничего не делать — все сами придут и все тебе дадут. Или Золушка – жертвенная персона, не может отказать и отстоять личные границы — и все равно находит принца, становится счастливой и богатой. В жизни обычно это так не работает.

Ну а при выборе своего пути, я думаю, внимание обращать надо на то, насколько тебя это делает счастливым и насколько у тебя это хорошо получается. Мне очень нравятся смеси разных специальностей. Перемешав основную профессию и хобби можно такие уникальные профессии создавать! Например, программист с музыкальным образованием или музыкой в качестве хобби сможет создавать интересные музыкальные приложения. Менеджер, который любит танцевать, может стать продюсером для молодых талантов. Часто можно найти свой путь, не отказываясь от любимого увлечения или дела. Лучше смешать и получить новую профессию, супер-редкую и востребованную.