Источник фото: Tomsk.ru/ личный архив Татьяны Юрченко
Интересное

«Жизнь вас удивит»: как истфак ТГУ помог Татьяне Юрченко стать востребованным гидом в Германии

14:00 / 29.03.23
3627

Лет десять после окончания исторического факультета Томского госуниверситета Татьяна Юрченко не вспоминала о своем дипломе

Мы в социальных сетях:

Лет десять после окончания исторического факультета Томского госуниверситета Татьяна Юрченко не вспоминала о своем дипломе. Как смеялся муж, первое высшее образование она получила для души. Потом было и второе — по более практичной, как тогда казалось, специальности — управление персоналом. И третье – уже в Германии. Но именно томский истфак стал основой, благодаря которой Татьяна нашла себя в новой стране и новой жизни. Как она стала одним из самых востребованных русскоязычных гидов в немецких городах — в специальном проекте Tomsk.ru и ТГУ «Университет без границ». 

Я родилась в маленьком шахтерском поселке Кемеровской области, но в раннем детстве вместе с родителями переехала в Томск. Мама пошла учиться в Томский государственный университет, когда мне было пять лет. И тоже на исторический факультет. Тогда была история партии, помню, как мама ночами переписывала конспекты по Ленину. Я думала: «Боже, как тяжело учиться, никогда не пойду на исторический!».

Оканчивала я 24-ю гимназию,  после нее процентов 60 выпускников шли на иняз. Но я туда не хотела — у меня не было тяги к языкам, а вот историю всегда любила. Было интересно читать про разные события, дискутировать на уроках. Подумала: почему бы и нет? На самом деле, когда в 16 лет заканчиваешь школу, не очень понимаешь, чего ты хочешь и что ты будешь делать. Многое решали наши родители, большим авторитетом были учителя. Хотя когда я сказала нашему учителю истории, что поступила на истфак, он очень удивился: «Я думал, что поедешь в Москву в театральный!».

На истфаке я училась в то время, когда на кафедрах было много возрастных преподавателей, закаленных временем, не ушедших из профессии в 1990-е. Они были очень требовательны! Никогда и никому никаких поблажек. Все были абсолютно равны для наших профессоров. Не имело значения, кто ты, откуда, кто у тебя родители. Пришел — обязан учиться, без вариантов. И не просто заучивать лекции, а уметь рассуждать, думать, доказывать. И этому действительно учили. Хотя после первой сессии я несколько лет не пила кофе…

Рефлексируя во время учебы на тему будущего, я подумала о профессии учителя. Мне нравилось что-то рассказывать, кого-то учить. И на четвертом курсе я пошла в школу — не на практику, а прямо работать, учителем истории. У меня были параллели 5-8 класс. В моей школе были дети 15-ти национальностей, они были далеко не из благополучных семей, и, честно говоря, желание продолжать карьеру в этой сфере тогда отбило. Только когда попробуешь эту работу, по-настоящему оценишь труд преподавателя. Они действительно альтруисты: далеко не каждый способен дарить свое внимание, время, здоровье чужим людям, которые чаще будут даже не благодарны, чем благодарны.

При этом у меня не было рассуждений, буду я заканчивать истфак или не буду. Конечно, буду! Ничего не бросаю на полпути. Но, учась на последнем курсе ТГУ, я сразу поступала на второе высшее: на менеджера по управлению персоналом в новосибирский вуз. Тогда это казалось более перспективным, практичным. Я быстро поняла: не будь у меня первого образования, мне было бы гораздо сложнее, гораздо не понятнее. Потому что классическое гуманитарное образование, которое было у меня, реально учит учиться.

Про свой диплом с профессиональной точки зрения я забыла лет на десять. Была уверена, что история останется хобби. Моим первым местом работы после вуза была канцелярия Томского электротехнического завода. Потом коллега рассказала о вакансии в томском «Билайне» — нужна была девочка в помощь менеджеру по маркетингу — Ларисе Малышевой. Когда пришла к ней на собеседование,  понятия не имела, что такое маркетинг и реклама. Но была абсолютно уверена, что научусь — я же умею учиться! И все быстро стало получаться: меньше, чем через год, сама стала менеджером по маркетингу (Лариса Анатольевна ушла на повышение), через два года — коммерческим директором филиала. Потом — и.о. директора филиала, пока Малышева была в декрете. Параллельно в Новосибирске исполняла обязанности директора по маркетингу всего Сибирского региона.

Я работала по 19 часов без выходных. Толком не спала, не ела. Такое было желание добиваться результата! Мы с Ларисой Анатольевной своими руками, своими головами вывели «Билайн» в лидеры среди сотовых операторов в Томске. Поражали своим девичьим тандемом всех остальных руководителей филиалов в России — серьезных дяденек. Это был очень интересный, очень насыщенный и очень тяжелый период, который длился пять лет. Поэтому в какой-то момент очень захотелось отдохнуть. Я собралась «отдыхать» в декрет, и когда муж, русский немец, сказал: «А давай попробуем переехать в Германию?» —  я согласилась. Все равно активно работать ближайшее время не собиралась!

Несколькими годами ранее я впервые побывала в Европе в отпуске. Мы с мужем прилетели в Германию (у него там жили родственники), купили машину и стали путешествовать (на ней же приехали потом в Сибирь). У меня в жизни никогда не было планов переехать за границу. Я достаточно патриотична. В Томске была устроенная жизнь. Но когда я впервые увидела Кельнский собор, о котором когда-то узнала на истфаке, я была поражена. Это Средневековье, воплощенное в современности, люди среди этой красоты живут, ее чтят и поддерживают… В общем, в Кельн я влюбилась с первого взгляда. Везде, где можно было что-то потереть и загадать желание, я загадывала жить здесь. Через четыре года мы переехали. Поэтому будьте аккуратны в своих желаниях!

Нельзя сказать, что я ни разу не пожалела о переезде. К этому невозможно подготовиться. Первые два года — тяжелейшие страдания! Тебе 30, ты чего-то в жизни добился, у тебя много что было, и ты все это выбрасываешь, полностью обнуляешься. Ты никто, звать тебя никак. Даже языка у тебя нет… В первый год у меня были куплены билеты в Томск на лето, и я буквально дни в календаре зачеркивала! Была уверена, что сдам обратный билет и не вернусь в Германию. Но за год для Томска я тоже обнулилась, уже не могла претендовать на те же лавры. Поняла, что раз уже так сложилась жизнь, надо чего-то добиваться в новых условиях, а не жить воспоминаниями о том, как хорошо было раньше.

По инерции я решила пойти учиться. Чтобы получить право на продолжение высшего образования в Германии, нужно получить справку на аналогичной российскому образованию кафедре — о том, что имеющийся диплом релевантен для Германии, но нужно добрать знаний, чтобы работать здесь по специальности. И каково же было мое удивление, когда я пришла на кафедру истории Кельнского университета, а местный профессор не просто знал ТГУ и его высокие рейтинги в мире, но и был знаком с нашими преподавателями! Он сказал: справку я тебе дам, но с таким образованием нет необходимости что-то доучивать!

В то время, пока я получала уже третье свое образование — маркетолога, коллега (тоже историк, но заканчивал другой вуз в России) предложил мне попробовать провести автобусную экскурсию для русскоязычных туристов. И настолько это оказалось мое! Я поняла, что уже не вернусь в офис с 9.00 до 18.00. Начала возить группы, сначала как наемный сотрудник, потом самостоятельно. Потом перешла на индивидуальные туры, потом со мной стал работать мой муж — одна я уже не справлялась, к тому времени создала свою франшизу на групповые международные экскурсии. То есть я это превратила не просто в творческий полет, а в бизнес — я обучаю гидов, гиды работают  по моим экскурсиям, по моим маршрутам, по моим текстам. Мое историческое образование стало основой в моей новой профессии, которая стала приносить не только доход, но и абсолютное удовольствие. Мне стало понятно, зачем я училась учиться, для чего я столько читала, столько ночей не спала перед экзаменами. Это должно было привести к результату. Когда я слышу сомнения от молодежи, зачем они учатся, будут ли работать по специальности, я всегда говорю: абсолютно уверена, что жизнь сама вас удивит тем, как ваше образование сможет вам помочь.

На историческом факультете я заканчивала кафедру истории России до октябрьского периода, но занималась в том числе средневековьем в истории России. Все пять лет была у одного научного руководителя — Александра Николаевича Попова. Диплом был по теме «Взгляд Гумилева на татаро-монгольское нашествие». С точки зрения современного человека это время, по которому, с одной стороны, сохранились источники, с другой — оно наполнено сказкой. На экскурсиях по Ахену мы часто вспоминаем историю франкских племен в контексте «Игры престолов». Вроде бы, сериал — чистая сказка, но знающий человек найдет там исторические параллели. Например, династия Таргариенов имеет реальный прообраз –—Меровинги, первая династия франкских королей. Они как раз носили длинные белые волосы, и, как считалось, в них содержалась их сакральная власть править.

Когда ко мне приезжают туристы, которые жили и родились в России или СНГ,  после экскурсии они обязательно спрашивают: а вы откуда? Кто вы по образованию, что так много знаете? И я, конечно же, с гордостью, не вспоминаю ни о втором, ни о третьем своем образовании, отвечаю: я из Томска, выпускница ТГУ, историк. И они понимающе кивают: теперь все понятно!

Самой большой наградой для меня стал приезд в Кельн Александра Попова. Это не только мой, но и всеми любимый преподаватель,  у него совершенно отличные от всех лекции: он заставлял нас размышлять над каждым словом, боролся за чистоту русского языка и русских понятий. Когда мы с одногруппниками узнали, что Александр Николаевич впервые в жизни собирается в поездку по Европе, мы скинулись и оплатили ему какую-то часть расходов. На три недели организовали ему поездки в разные города и страны, и когда он приехал ко мне, я проводила экскурсии по Кельну, Ахену. Сильно переживала на самом деле: одно дело рассказывать туристам, которые максимум читали Википедию, другое — человеку, который тебя учил. Как еще раз сдавать экзамен! Несмотря на всю свою великую самоуверенность, я переживала сказать что-то не то. Но по итогам получила от Александра Николаевича полное одобрение, слезы радости — он был настолько счастлив тем, что его наука, его профессия такими разными способами воплощается в учениках. Не зря учил, не зря тратил на нас свои годы.


Аудиоверсия: