Первый квартал не принес в торговый сегмент кардинальных изменений: у большинства собственников крупных торговых центров по-прежнему существуют проблемы с выплатой кредитов банкам, в результате чего они не могут снижать ставки и заключать договоры с новыми арендаторами, тормозя восстановление активности.
В I квартале 2010 года введен в эксплуатацию один объект — ТРЦ «Речной вокзал» (первая очередь 30 тыс. кв. м). Всего же в 2010 году запланировано открытие более 15 торговых объектов, в том числе торгово-развлекательных и торгово-офисных центров, наиболее крупные из которых — Mall of Russia на Краснопресненской набережной (общ. пл. 179 тыс. кв. м) и «Маркос» на Алтуфьевском шоссе (41,8 тыс. кв. м).
Диапазон цен в ТЦ в зависимости от типа арендаторов составляет: для якорных – 110-320 $/кв.м.в год, для миниякорных – 500-800 $/кв.м.в год, для сопутствующих товаров – 1200-5000 $/кв.м.в год, для предприятий общественного питания – 500-2000 $/кв.м.в год и для компаний из сферы развлечений – 120-200 $/кв.м.в год.
Алексей Могила, директора департамента торговой и региональной недвижимости привел также три примера успешного реброкериджа торговых центров. Например, в Поволжье в новый торговый центр по плану должен был въехать «якорный» арендатор – супермаркет, но его собственник в последний момент отказался от въезда. Необходимо было как-то решить проблему — обеспечить поток арендных платежей и высокую посещаемость торгового центра.
В результате проведенного анализа ситуации, было решено привлечь альтернативного «якоря» — предпринимателей сельскохозяйственного рынка. Идею горячо поддержало местное правительство. В результате, такой нестандартный подход помог сохранить в условиях кризиса концепцию объекта и увеличить доход от аренды по продуктовому сегменту в 2 раза.
Максим Жуликов, ведущий специалист департамента офисной недвижимости отметил, что ставки аренды и цены продаж в офисных центрах в I кв. 2010 года были стабильными – рост составил в среднем 1–1,5%. В пределах Садового кольца отмечен паритет спроса и предложения, что является позитивным фактом. Среди последних тенденций офисного рынка Максим отметил, что сейчас для стимулирования спроса на объекты абсолютное большинство собственников сдает офисы с отделкой под арендатора. Последний раз данную услугу предлагали в 2002 году. Также в последнее время многие собственники снимали объекты с продажи, либо значительно повышали на них цены, мотивируя свои действия существующими предпосылками скорого роста стоимости, так как выставленные в кризис на продажу качественные объекты уже нашли своих покупателей, а нового строительства крайне мало.
Игорь Казимов, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости заявил, что несмотря на постоянное присутствие данного формата в портфелях девелоперов, спрос на built-to-suit крайне низок из-за нестабильности рынка. В условиях кризиса более востребован формат tailor made, при котором уже построенные площади максимально адаптируют под заказчика. Это менее рискованно, и, как временная мера, в среднесрочной перспективе tailor made будет предпочтительнее built-to-suit.
Генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров также отметил растущий позитив на рынке недвижимости, выражающийся в возобновлении рекламной активности игроков, росте спроса и реально заключенных сделок. «Канны показали нам, что рынок недвижимости более жив, чем мертв. Причем, рынок российской недвижимости более жив, чем европейский», — подытожил Дзагуров.