В таможенном деле, как и в логистике, да и в любой другой отрасли постепенно формируется собственный сленг. Мне показалось интересным разобраться, откуда пошло то или иное название и какую смысловую нагрузку оно несет.
Сухой или Сухопутный порт?
Не так давно в Минюсте РФ был зарегистрирован очередной приказ с длинным названием «Об утверждении порядка осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения». И тут же пишущая публика окрестила технологию, описанную в приказе, словами «сухой порт». Хотя более корректно было бы называть это не очень-то новое и существующее во всём мире явление «сухопутным портом», как это сформулировано в профильном документе ООН от 17 августа 2006 года. Там введено чёткое и исчерпывающее понятие «сухопутного порта». Оно означает внутренний объект, где происходит сосредоточение и распределение товаров. Функции такого порта аналогичны функциям морского, включая службы таможенной очистки.
Операции «сухого порта» заключают в себе: перегрузку контейнеров и, возможно, перевалку грузов, интермодальные инфраструктурные сообщения, географическое объединение независимых компаний и органов, занимающихся перевозкой грузов, включая, например, экспедиторов грузов, перевозчиков, операторов перевозки.
В функционал сухопутного порта входит также предоставление сопутствующих услуг: таможенные инспекции, уплата налогов, хранение, техническое обслуживание и ремонт, банковские услуги, использование информационно-коммуникационных средств. Ещё 5 лет назад в Европе действовало более 200 подобных терминалов, а в США в тот же период их было более 570.
«Сухие порты» могли бы эффективно использоваться и на большей части Российской территории, где нет выхода к морским просторам, но есть квалифицированные кадры, развитые транспортные коммуникации и уже построены логистические парки. Данная технология не ограничена расстоянием в несколько десятков километров от реального порта, как это сделано в Санкт-Петербурге, где «сухой порт» расположен в Шушарах, всего в 17 км от причальной стенки.
Большая часть контейнерных грузов могла бы перевозиться в «сухие порты» по железной дороге, не создавая перегрузок на автодорогах России в пределах 500-1000 км от действующих морских портов Новороссийска, Санкт-Петербурга, Архангельска, Находки и Владивостока. Само собой, для этого необходимы скоростные железнодорожные сообщения для контейнерных грузов и освоение интермодальных перевозок в значительно большем, чем сейчас, объеме.
«Растаможка» или таможенная очистка?
Термин «растаможка» вошел в обиход фактически с момента начала работы с таможенными грузами в рамках СВХ (склад временного хранения), едва только приказ ФТС №388 от 07.10.1993 впервые в России разрешил отечественным предпринимателям создавать вышеназванные склады на основе частных инвестиций. В этот период некоторые не очень компетентные предприниматели в деловом разговоре применяли ещё более экзотическое слово «растаРможить» груз.
Классический же термин, обозначающий понятие «растаможки» звучит, как «таможенная очистка». Исторически понятие широко использовалось еще в дореволюционном таможенном законодательстве России. Оно употреблялось, например, в Таможенном Уставе по Азиатской торговле 1817 года. В аналогичных документах Российской Империи издания 1904 и 1910 гг. термин «очистка» дословно связывался с уплатой пошлины: «…товары, очищаемые пошлиной».
В вышеприведенных документах «очистка» рассматривалась как исполнение купечеством своих обязательств перед государством по уплате пошлины, после которого происходил отпуск товаров со склада в распоряжение заинтересованного лица.
Термин исчез из законодательства на раннем этапе советского периода, когда была введена государственная монополия на внешнеторговые операции, а регулирующая роль таможенного права стала минимальной. В Таможенном Уставе СССР в редакции 1924 г. понятия «очистка» уже нет.
Согласно определению, данному в Главе 3 Конвенции Киото, «очистка» означает совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или помещения под иную таможенную процедуру. Под таможенными формальностями в Конвенции Киото понимаются все операции, совершаемые таможенной службой и лицами, которых это касается. «Очистка» предусматривает подачу декларации на товары, ее регистрацию и проверку, а также проверку самих товаров и их отпуск.
Соло на «контрабасе»
Конечно, процесс перемещения товаров через границы во все времена и всеми народами мира происходил не без помощи предприимчивых и сообразительных людей, которых называли контрабандистами. А товар, провозимый через границу без налогов, то есть контрабанда, в быту стал называться «контрабасом» по причине созвучности и «прикольности» термина. Любой «чёрный брокер» в начале 90-х мог выдать такую фразу: «За ваш черный нал инспектор Петров профессионально исполнит партию контрабаса».
Само же слово «контрабанда» имеет итальянские корни: «contra» в переводе означает «против», а «bando» — «правительственный указ». Википедия толкует контрабанду, как «незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов, сопровождающееся нарушением требований таможенного законодательства».
В Древней Руси контрабанда существовала еще в X веке. В старейшем древнерусском своде законов “Русская Правда” уже были закреплены правила торговли, порядок уплаты таможенных пошлин, а также применение санкций за контрабанду. Примером может послужить такая разновидность штрафа, как «промыт», который устанавливал двойную ставку «мыта» за провоз или попытку провоза товара нечестным способом. Согласно Далю, «мыт» — это взыск, а «промыт» — пеня за обход мытницы, таможни, за недобор или за утайку пошлин. К слову сказать, само понятие «таможня» произошло от тюркско-монгольского «тамга», что означает «тавро», «печать», «денежный налог».
Но вернемся к нашим «контрабасистам». В Судебнике князя Владимира говорится, что за попытку украдкой провезти товар, не уплатив пошлину, следует наказание в виде его конфискации и избиения плетью перевозчика. К XII-XIII вв. в связи с увеличением таможенных сборов в удельных княжествах стремление торгового люда к незаконному провозу товаров возросло.
Как раз в это время складывается система штрафов и других наказаний за нарушение установленных правил провоза и продажи товаров. Наряду с таким штрафом, как «промыт», появляется «заповедь» – пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади, а также штраф с купцов, складирующих свои товары в домах частных лиц. «Протаможи» – это штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможне, «протамга» – пеня за неявку в таможню. Таким образом, к моменту создания централизованного русского государства, уже сложилась определенная система наказаний за нарушение порядка торговли и неуплату пошлин, хотя, конечно, таможенные пошлины и штрафы отличались в различных удельных княжествах.
Российские и иностранные источники свидетельствуют, что первыми контрабандистами на Руси были представители Ганзы — торгового союза северонемецких городов (ок. XII вю), потом, в XVI-XVII веках, на контрабанде попались английские торговцы. Так что не все зло от нас — русских купцов.