Интересное

Кто-то считает начальника примером для подражания, кто-то – человеком, не достойным этой позиции. Начальника можно любить и уважать, а можно ненавидеть. Причины у этих чувств могут быть как объективные, так и просто «химия». В любом случае, как бы Вы не относились к руководству, придется выстраивать с ним профессиональные отношения или увольняться.

16:23 / 01.07.10
229
Мы в социальных сетях:

Кто-то считает начальника примером для подражания, кто-то – человеком, не достойным этой позиции. Начальника можно любить и уважать, а можно ненавидеть. Причины у этих чувств могут быть как объективные, так и просто "химия". В любом случае, как бы Вы не относились к руководству, придется выстраивать с ним профессиональные отношения или увольняться.

Кто-то считает начальника примером для подражания, кто-то – человеком, не достойным этой позиции. Начальника можно любить и уважать, а можно ненавидеть. Причины у этих чувств могут быть как объективные, так и просто «химия». В любом случае, как бы Вы не относились к руководству, придется выстраивать с ним профессиональные отношения или увольняться.

К начальству отношение всегда особое. От него зависит работа компании или подразделения, мотивация сотрудников и микроклимат в коллективе. Поэтому, если конфликт с коллегой можно пережить или даже просто не обращать на него внимания, выход из подобных ситуаций с руководством необходимо искать.

«Нелюбовь подчиненных к начальству сильно преувеличена, — считает Юрий Вировец, президент компании HeadHunter. — Руководитель – это человек, который в первую очередь несет ответственность за свою команду, который должен защищать подчиненных. Он ответственен за их результат, а потому и требует отдачи».

Из-за важности работы начальника, вероятность конфликтов увеличивается. «Здесь как раз и могут возникать предпосылки для конфликта – подчиненный может усомниться в профессиональных качествах старшего менеджера или посчитать, что его методы работы неприемлемыми, — говорит эксперт. — Из-за сомнения в профессиональных качествах возникает еще один важный фактор – размер зарплаты. Не важно, сколько платят человеку, но если он считает, что руководитель не справляется с обязанностями и получает непропорционально много, то и подчиненный будет недоволен зарплатой».

Как мы относимся к начальству?

По данным опроса Vacant.ru, почти четверть россиян не любит своих начальников. При этом, поясняя свою точку зрения, у многих из них не получается избежать нецензурных выражений. Мерзкий, невоспитанный, грубый, бездарный, самодур – это самые мягкие определения, которые давали респонденты.

Каждый десятый говорит, что начальник ему неприятен, но «у него такая работа». Правда, непонятно, почему работа руководителя заключается в том, чтобы быть неприятным человеком. Однако многие россияне считают это нормальным, рассчитывая на некое подобие армейской дедовщины. «Рано или поздно сам стану начальником и буду всех гнобить», — поделился своими планами один из опрошенных.

Есть, конечно, и те, кто более спокойно относится к руководству. Более 20% опрошенных сказали, что у них «начальник как начальник, все обычно». Уважают руководителей более 15%, а 7% респондентов сказали, что просто обожают своего начальника.

Интересно, что аналогичное исследование портала SuperJob.ru продемонстрировало несколько иные результаты. В этом опросе 40% респондентов сказали, что испытывают уважение к начальству, 31% — равнодушие, 13% — симпатию, 4% — ненависть, 1% — любовь. Еще 11% дали другие варианты ответа. «Это, к примеру, восхищение, доверие, снисхождение, сочувствие, удивление, непонимание, разочарование, жалость, недоверие, презрение, раздражение. Многие женщины говорили о "всём спектре чувств, которые проявляются в зависимости от обстоятельств". Нашлись и те, кто "убить готов", и те, кто испытывает к начальнику исключительно "дружеские чувства"», — рассказывает президент рекрутингового портала SuperJob.ru Алексей Захаров.

Почему мы ненавидим начальство?

Несмотря на разные данные исследований, очевидно, что начальник больше рискует заслужить дурное отношение со стороны подчиненных, чем простой сотрудник. Да и конфликтные ситуации с начальством могут быть куда более опасными. Чтобы найти выход из этого положения, надо сначала разобраться в причинах нелюбви к начальству.

«Причин ненависти может быть миллион, начиная от банальной химии – когда люди на эмоциональном уровне не могут работать вместе, заканчивая непрофессионализмом одной из сторон», — полагает Ксения Сазонова, менеджер по персоналу рекрутинговой компании Бигл.

По словам главы HeadHunter Юрия Вировца, неприязнь к начальству происходит из-за отсутствия уважения к руководителю, его профессиональным и личным качествам. «В 90% случаев виноват в этом руководитель. Бывают, конечно, и личные комплексы подчиненных, но менеджер потому и назначается руководителем, что должен уметь находить общий язык со своей командой», — говорит эксперт.

Кроме того, по словам Ксении Сазоновой, причина может крыться в неграмотном подходе при подборе персонала. «Не бывает плохих компаний или плохих сотрудников, бывает так, что люди находятся не на своих местах и не в своих компаниях», — считает она.

Что делать в конфликтной ситуации?

«В принципе, подчиненные и не должны «любить» свое начальство, т.е. строить с ним неформальные отношения. Главная задача обоих сторон – найти такой язык, который позволит им эффективно работать и не приносить друг другу негативные эмоции», — отмечает Юрий Вировец.

Если конфликт появился, в первую очередь, надо понять его причину. «По большому счету, все проблемы чаще всего вырастают из каких-то мелких, незначительных на первый взгляд причин, которые затем накручиваются как снежный ком, — говорит эксперт. — Иногда людям достаточно откровенно поговорить, иногда отдохнуть друг от друга».

Ксения Сазонова согласна, что о проблемах надо говорить, так как помочь могут только эффективные коммуникации. «Лучше не замалчивать проблемы, накапливая их в снежный ком, который, как правило, приводит к увольнению и ухудшению положения, а пойти на открытый диалог и дать или запросить обратную связь, что поможет перейти на качественно новый уровень взаимодействия», — советует она.

Однако, если речь идет о «химии» и личной неприязни, Ксения Сазонова видит только два решения: «Либо терпеть, теряя нервную энергию и эффективность обоих, либо постараться найти возможность перехода в другое подразделение в рамках компании или в другую организацию».

То же самое касается и объективных конфликтов, решения которым не предвидится. «Если человек отдает себе отчет в том, что его категорически не устраивает начальник и, умножив проблему вдвое, он не сможет нормально работать, то нужно подумать о смене работы», — говорит Юрий Вировец. Но при этом эксперт отмечает, что проблема может заключаться не столько в начальнике, сколько в неправильно выстроенных отношениях.