Шум от самолетов. Жалобы жителей близлежащих районов. Что это? Очередной жупел – страшилка, или невидимая угроза?
Многочисленные эксперименты и практика подтверждают, что антропогенное шумовое воздействие неблагоприятно сказывается на организме человека и сокращает продолжительность его жизни, ибо привыкнуть к шуму физически невозможно. Человек может субъективно не замечать звуки, но от этого разрушительное действие шума на органы слуха не только не уменьшается, но и усугубляется. Доказано, что на питание тканей внутренних органов и на психическую сферу человека неблагоприятно влияют звуковые колебания с частотой менее 16 Гц (инфразвуки). Так, исследования, проведенные датскими учеными, показали, что инфразвуки вызывают у людей состояние, аналогичное морской болезни, особенно при частоте менее 12 Гц.
Мы уже поняли, что шумы — это вредно. Причем, что взрослому вредно, то ребенку – патология и болячки, а в результате — нездоровое поколение. Рассмотрим проблему на примере жителей подмосковного Щелкова. «Мы на всех перекрестках кричим о здоровье нации. Но ничего не делается. От ужасной экологии мы вымрем» — раздраженно заявляют жители Щелково. И как не печально для авиации, возмущенные люди правы.
Количество жалоб жителей Щелковского района на шум из-за выполнения полетов на аэродроме Чкаловский невероятно велико. Дело в том, что вход самолетов в глиссаду снижения осуществляется на высоте 600 метров (вместо необходимых 900 и выше), а траектория захода с посадочным курсом 121 градус проходит через центр города Щелково, точно через городскую больницу, со снижением с изменением режимов работы двигателей и механизации крыла, что усиливает шумовую нагрузку.
Валерий Шелковников, президент Консультативно-аналитического агентства «Безопасность Полетов»: «23 августа 2010 года я, как эксперт в области использования воздушного пространства, принял участие во встрече общественности и журналистов с командованием военного аэродрома Чкаловский. Поводом для встречи послужил сбор подписей жителей города Щелково под письмом Премьер-министру Российской Федерации с просьбой вмешаться и решить многолетнюю проблему по снижению авиационного шума, производимого тяжелыми транспортными самолетами, выполняющими полеты с аэродрома Чкаловский. Легко представить себе судьбу этого письма: аппарат Премьер-министра приготовит резолюцию Министру обороны, Министр обороны поручит разобраться главнокомандующему ВВС, а главнокомандующий ВВС даст указание командиру аэродрома Чкаловский расследовать причину обращения народа к руководству государства и доложить. Разумеется, Премьер-министр направит копию Министру транспорта и губернатору Московской области. Каждый власть имущий даст ход лишь бумаге, а что получит народ? Очередную отписку».
Не по правилам
В соответствии с Воздушным Кодексом Российской Федерации, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1994 N 1973-р аэродром Чкаловский был открыт для международных полетов воздушных судов. С этого момента аэродром обязан был жить по международным законам. И это касалось не только организации таможни, пограничного контроля и особой подготовки авиационного персонала, но и включало обязательства по выполнению требований Международной организации гражданской авиации (ИКАО), предусматривающих специальные процедуры выполнения полетов для снижения шума на местности. Документ требует вход в глиссаду снижения на высоте 900 метров или выше, в установившемся режиме полета, с углом наклона глиссады снижения 3 градуса или выше (Документ ИКАО 7754, том 2, FASID, дополнение В).
Учитывая, что аэродром Чкаловский расположен вне запретной зоны города Москвы, изменить схемы захода на посадку в соответствии с требованиями ИКАО не представляет сложности. Должна быть добрая воля, желание должностных лиц и их ответственность. Но с этим возникают большие проблемы.
Негативное воздействие шумов на жителей города Щелково Московской области возникло с появлением на аэродроме Чкаловский тяжелых турбореактивных и турбовинтовых воздушных судов, и она не решается десятилетиями.
Положение усугубляет то обстоятельство, что большинство типов тяжелых транспортных воздушных судов, эксплуатирующихся на данном аэродроме, не соответствуют международным стандартам по шумам, и запрещены к выполнению полетов во многих странах, в том числе в Евросоюзе. В воздушное пространство Евросоюза летать нельзя, а над Щелковом можно? Доведенные до отчаяния жители г. Щелково отклоняют любого рода отписки и требуют принятия радикальных мер, в том числе и от Генеральной прокуратуры.
А ведь внедрить Стандарты и Рекомендации ИКАО элементарно: подготовить предложения в соответствии с Федеральными правилами по использованию воздушного пространства Российской Федерации. И не надо отвлекать Премьер-министра по пустякам, а это сущий пустяк!
Когда слушаешь заявления командования аэродрома Чкаловский, что схемы ИКАО их не удовлетворяют, сразу вспоминается одесский анекдот:
Слушается дело о разводе. На вопрос судьи к мужу о причинах развода тот ответил, что жена его не удовлетворяет. «Надо же, — пробормотал судья, — всю Одессу удовлетворяет, а его нет»!
В данном случае весь мир чтит документы ИКАО, а командование Чкаловского они не удовлетворяют.
Городу Щелково нужен терминатор!
Мир в борьбе за сокращение авиационного шума продвигается еще дальше Стандартов и Рекомендаций ИКАО. Так, в 2008 году, по требованию жителей Лос-Анджелеса, губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер поручил разработку бесшумных и экономичных схем, согласовав их внедрение с Федеральным авиационным управлением США.
Да, сильный, волевой губернатор. А у нас такие вопросы не может решить даже Премьер министр России. Увы, с момента выхода моей заметки «Портрет российского чиновника, или за что мы так не любим власть» Россия не изменилась.