Мировой финансовый кризис затронул гостиничный бизнес. по прошествию времени специалисты пришли к выводу, чтосетевые отели проявили большую устойчивость в кризисной ситуации, чем самостоятельные отели.
В самостоятельных отелях наблюдалось значительное снижение финансовых показателей. Так, показатели ADR (средняя цена за номер) и RevPar (доходность на номер) в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшились на 17% и 40% соответственно. За этот же период в АЗИМУТ Отелях показатели ADR и RevPar уменьшились на 2% и на 15%.
Для поддержания уровня общей выручки компания делала краткосрочные инвестиции в сопутствующие бизнесы отеля, в частности, в сектор F&B (ресторанная служба отеля). В связи, с чем наблюдался рост доли F&B в общей структуре выручки на один проданный номер на 10% в 2009 году и на 12% в 2010. Это позволило приблизиться к показателям 2008 года по уровню совокупной выручки на фоне сниженных операционных показателей номерного фонда. В настоящий момент сектор F&B составляет до 28% от общей выручки сети.
Николай Филатов, финансовый директор AZIMUT Hotels Company отметил: «При спадах экономики управляющая компания должна гибче подходить к развитию бизнеса. Понимая, что спад загрузки — объективный процесс для всего рынка, мы стали активнее развивать сопутствующие направления, такие как сектор F&B, СПА и туристические услуги. Это дало существенную поддержку всем отелям сети».
Как известно, российская столица – единственный город из десяти самых дорогих мегаполисов по стоимости гостиничного номера, где цены в отелях начали падать. По итогам второго квартала 2010 года, проживание в отеле Москвы в среднем стало дешевле на 9%.
Москва продолжает терять свои позиции. В прошлом году столица России перестала быть самым городом с самыми высокими ценами в гостиницах, опустившись аж на четвертое место. Во втором квартале снижение цен достигло 11%. Примеру России последовали Дания, где стоимость проживания в гостиницах упала на 8%, Исландия (цены упали на 15%), Ирландия (7%-ное снижение), Венгрия (9%) и Финляндия (6%).
Ранее руководитель комитета по туризму Москвы Григорий Антюфеев заявил, что в 2020 году в Москве будет 535 гостиниц, в которых одновременно смогут расположиться 150 тысяч человек.
Валерий Барминец, генеральный директор агентства недвижимости "А-риэлти групп": "Я согласен с тем, что обязательно нужно увеличивать количество гостиниц в Москве, особенно недорогих. Хорошими и дорогими отелями насыщен центр города, а вот экономичных отелей для туристов в центре нет. Те гостиницы эконом-класса, которые есть, находятся на окраинах в отдаленных от центра районах, т.е. людям, которые хотят посмотреть в Москве достопримечательности и музеи в центре, нужно потом возвращаться обратно в отель, а это может быть небезопасно. При этом, нередко эконом-отели уже заняты мигрантами или временно работающими. На сегодняшний день, если взять любой европейский город, то при желании можно найти любой отель на любой вкус и кошелек. И все доступно можно забронировать по интернету. В Москве с выбором большие проблемы. За те же деньги, например 1500 рублей в столице можно забронировать только самый плохой номер в далекой от центра гостинице, а в Европе за те же деньги у человека есть выбор. В любом случае, если будет открыто много гостиниц по более приемлемой цене, то это облегчит жизнь, как российским, так и зарубежным туристам. При этом, если на рынке гостиничных услуг будет конкуренция, то вполне вероятно снижение цен на проживание".