Интересное

Знаменитый инвестор Уоррен Баффет на прошлой неделе опять взволновал инвестиционный мир шокриующим прогнозом. Социальные сети переоценены, считает Баффет, таким образом поддерживая тех инвесторов, кто полагает, что на рынке интернет-компаний вновь вздувается пузырь.

18:20 / 28.03.11
256
Мы в социальных сетях:

Знаменитый инвестор Уоррен Баффет на прошлой неделе опять взволновал инвестиционный мир шокриующим прогнозом. Социальные сети переоценены, считает Баффет, таким образом поддерживая тех инвесторов, кто полагает, что на рынке интернет-компаний вновь вздувается пузырь.

Знаменитый инвестор Уоррен Баффет на прошлой неделе опять взволновал инвестиционный мир шокриующим прогнозом. Социальные сети переоценены, считает Баффет, таким образом поддерживая тех инвесторов, кто полагает, что на рынке интернет-компаний вновь вздувается пузырь.

Действительно, ситуация на рынке доткомов заставляет вспомнить конец 1990-х гг: тот же ажиотаж вокруг интернет-компаний, тот же стремительный рост их акций. Прошлый технологический бум закончился очень печально: пузырь лопнул, резко обвалив индекс NASDAQ и обанкротив ряд доткомов. Неужели скоро ждать аналогичного обвала?

На Уолл-стрит сегодня только ленивый не вкладывался в Facebook, Twitter, Groupon или Zygna. Вложились в интернет старт-апы даже такие акулы инвестиционного бизнеса, как Goldman и JPMorgan Chase. Основатель инвестиционного банка называют Thomas Weisel Partners Group Томас Висель, заработавший на превом интернет-буме в конце 1990-х гг., в шоке от объемов денежных вливаний, идущих сейчас на рынок доткомов. Денежные потоки значительно превосходят, по его наблюдениям, те, которые были в 1990-х.

Инвестиции в Facebook и Zygna за два года в пять раз превысили оценочную стоимость этих компаний, а социальная торговая сеть Groupon, по слухам, готовится выйти на IPO, которое оценит компанию в $25 млрд, при том, что год назад социальная сеть оценивалась всего в $1,4 млрд. «Меня беспокоит, что инвесторы думают, будто каждая социальная сеть будет так же успешна, как Facebook, — говорит Роджер Макнейми, управляющий директор компании Elevation Partners и инвестор в Facebook. — Сейчас существует ряд действительно привлекательных интернет-компаний, но было бы удивительно, если бы следующая волна социальных сетей имела такое же влияние, как и первая.»

Однако существуют некторые принципиальные различия между бумом доткомов на рубеже 1990-х гг. и сегодняшним. Во-первых, фондовый рынок не перенасыщен предложениями. В 1999 году было 308 IPO интернет-компаний, что составляло около половины всех размещений в том году, согласно данным Morgan Stanley. В 2010 году было всего 20 IPO ИТ-компаний, по данным Thomson Reuters. Но что более важно, у интернет-стартапов, которые привлекли так много интереса со стороны инвесторов, есть реальный бизнес — а не только просмотры и клики. У такой компании, как Facebook, есть быстрорастущий доход. Groupon, который начал приносить доходы с июня 2009 года, на пути к многомиллиардным прибылям ва этом году. Наконец, третье отличие состоит в том, что широкополосный доступ в Интернет и персональные комипьютеры стали мейнстримом (в 1999 году интернетом пользовалось 248 миллионов человек — меньше 5% населения Земли). Сегодня примерно один из трех жителей планеты имеет доступ в Инетрнет, это примерно 2 млрд пользователей, по данным Internet World Stats.

«В те дни это были крошечные компании, которые становились публичными, едва разработав бизнес-план, — говорит Стефан Нагель, доцент финансирования в Стэнфордском университете. — Сегодня речь идет о нескольких крупных мировых компаниях с солидными доходами». Привлекательность интернет-стартапов в 1990-е для Уолл-стрит состояла в возможности зарабьотать на их выходе на рынок. Сборы от андеррайтинга в пиковом 1999 году составили $1,3 млрд. Иногда между выходом на IPO и бануротством компании проходило всего несколько месяцев. При такой небольшой, элитной группе возлюбленных инвесторами интернет-компаний, как сейчас, влияние потенциального коллапса будет ограниченными, считает ряд инвесторов.