Знаменитый инвестор Уоррен Баффет на прошлой неделе опять взволновал инвестиционный мир шокриующим прогнозом. Социальные сети переоценены, считает Баффет, таким образом поддерживая тех инвесторов, кто полагает, что на рынке интернет-компаний вновь вздувается пузырь.
Действительно, ситуация на рынке доткомов заставляет вспомнить конец 1990-х гг: тот же ажиотаж вокруг интернет-компаний, тот же стремительный рост их акций. Прошлый технологический бум закончился очень печально: пузырь лопнул, резко обвалив индекс NASDAQ и обанкротив ряд доткомов. Неужели скоро ждать аналогичного обвала?
На Уолл-стрит сегодня только ленивый не вкладывался в Facebook, Twitter, Groupon или Zygna. Вложились в интернет старт-апы даже такие акулы инвестиционного бизнеса, как Goldman и JPMorgan Chase. Основатель инвестиционного банка называют Thomas Weisel Partners Group Томас Висель, заработавший на превом интернет-буме в конце 1990-х гг., в шоке от объемов денежных вливаний, идущих сейчас на рынок доткомов. Денежные потоки значительно превосходят, по его наблюдениям, те, которые были в 1990-х.
Инвестиции в Facebook и Zygna за два года в пять раз превысили оценочную стоимость этих компаний, а социальная торговая сеть Groupon, по слухам, готовится выйти на IPO, которое оценит компанию в $25 млрд, при том, что год назад социальная сеть оценивалась всего в $1,4 млрд. «Меня беспокоит, что инвесторы думают, будто каждая социальная сеть будет так же успешна, как Facebook, — говорит Роджер Макнейми, управляющий директор компании Elevation Partners и инвестор в Facebook. — Сейчас существует ряд действительно привлекательных интернет-компаний, но было бы удивительно, если бы следующая волна социальных сетей имела такое же влияние, как и первая.»
Однако существуют некторые принципиальные различия между бумом доткомов на рубеже 1990-х гг. и сегодняшним. Во-первых, фондовый рынок не перенасыщен предложениями. В 1999 году было 308 IPO интернет-компаний, что составляло около половины всех размещений в том году, согласно данным Morgan Stanley. В 2010 году было всего 20 IPO ИТ-компаний, по данным Thomson Reuters. Но что более важно, у интернет-стартапов, которые привлекли так много интереса со стороны инвесторов, есть реальный бизнес — а не только просмотры и клики. У такой компании, как Facebook, есть быстрорастущий доход. Groupon, который начал приносить доходы с июня 2009 года, на пути к многомиллиардным прибылям ва этом году. Наконец, третье отличие состоит в том, что широкополосный доступ в Интернет и персональные комипьютеры стали мейнстримом (в 1999 году интернетом пользовалось 248 миллионов человек — меньше 5% населения Земли). Сегодня примерно один из трех жителей планеты имеет доступ в Инетрнет, это примерно 2 млрд пользователей, по данным Internet World Stats.
«В те дни это были крошечные компании, которые становились публичными, едва разработав бизнес-план, — говорит Стефан Нагель, доцент финансирования в Стэнфордском университете. — Сегодня речь идет о нескольких крупных мировых компаниях с солидными доходами». Привлекательность интернет-стартапов в 1990-е для Уолл-стрит состояла в возможности зарабьотать на их выходе на рынок. Сборы от андеррайтинга в пиковом 1999 году составили $1,3 млрд. Иногда между выходом на IPO и бануротством компании проходило всего несколько месяцев. При такой небольшой, элитной группе возлюбленных инвесторами интернет-компаний, как сейчас, влияние потенциального коллапса будет ограниченными, считает ряд инвесторов.