У меня тут как-то зуб заболел. А денег после отпуска – нет. Вздохнула я горестно. Придется мне отправляться прямиком в объятия нашей бесплатной стоматологии – неласковые объятия, что и таить…
Если вы еще в этих объятиях не побывали, то объясняю. Сначала надо встать в 4 часа утра. Не позже. Тогда к пяти вы уже будете возле клиники, что на перекрестке двух дорог – Карташова и Красноармейской. Там уже будет приплясывать небольшая группка таких же, как вы, «счастливцев».
Зачем они приплясывают? А это они греются. Во-первых, знобит с недосыпу. А во-вторых, не всегда же лето: бывает и осень с проливным дождем, и зимний мороз в 45 градусов с ветром – все равно, ДВА ЧАСА ВАМ ПРИДЕТСЯ ПРОВЕСТИ НА НОГАХ, на улице, безо всяких удобств в виде навеса от дождя или скамеечки, чтобы присесть. Скамеечек там нет – пациенты не баре, постоят! Если совсем уж нелегко – посмотрите вон на ту старушку, которой уже за восемьдесят, бедняжке… стоит, одной ручкой на палочку опирается, другой за сердечко держится, притулилась к стеночке, сердешная… видите? Ей еще хуже чем вам. Так что соберите последнее мужество в кулачок, и..
И тогда вас ждет награда: в 7 утра вахтерша сжалится и впустит вас в помещение. Там, по крайней мере, можно присесть, вытянуть затекшие ноги и согреться. Еще час ожидания – откроется заветное окошечко регистратуры, и еще через полчаса вы станете обладателем заветного талончика – если, конечно, попали в число тех двадцати счастливцев – по числу талончиков. Остальные несостоявшиеся пациенты уйдут несолоно хлебавши…
Но если вы, сжимая в кулачке заветный талончик, полагаете, что все трудности уже позади – это не так. Увы – они только начинаются!
Вот вы садитесь в кресло – и слышите от врача:
— Ну и что? Какой же это кариес? Так – небольшое затемнение на зубике…
— Но, доктор, зуб-то болит…
— Никакого кариеса тут нет! Это затемнение!
— Но зуб бо…
— Это вы сами себе внушили! Кариеса нет! Затемнение!
— Это кариес…
— Затемнение!
— Ка…
— Здесь кто врач? Вы или я? Затемнение!
Вконец ошалевший пациент таращится на врача и спрашивает:
— Ну и что теперь делать?
— Не знаю, но мне тут лечить нечего!
«Отфутболенный» пациент растерянно сползает с кресла и, держась за щеку, плетется к выходу. Как же так? Вставание в 4 часа ночи, тряска под проливным дождем – и все напрасно.
Но время идет, и зуб болит все сильнее. Далее все повторяется по вышеописанной схеме: подъем в 4 утра, тряска на холоде под дверью поликлиники, талончик, кресло врача, и…
И врач, покопавшись в зубе, восклицает гневно-патетически:
— Вот всегда так! Дотянут время до того, что от зуба одна стенка осталась! На удаление!
— Но доктор, — бормочет пациент, — я же к вам приходил месяц назад…
— Вы приходили? Когда вы приходили?! Не знаю, когда вы приходили!
— Но как же…
— На удаление!
«Отфутболенный» пациент растерянно сползает с кресла и, держась за щеку, плетется к выходу, размышляя по пути о том, какой он невезучий: то его кариес для доктора слишком мал, то слишком велик – вот бы овладеть искусством отращивать КАРИЕС СРЕДНЕГО РАЗМЕРА — тогда его, глядишь, и полечили бы…
Далее все опять по схеме: встать в 4, записаться к хирургу и… остаться без зуба.
И вот что мне непонятно: эти врачи сидят на твердой ставке или получают деньги за конкретное посещение пациента? А получают ли они деньги за пациента, которого не лечили? Если да (талончик отдан врачу, в карточке что-то записано), то получается совсем интересно: за НЕВЫЛЕЧЕННОГО БОЛЬНОГО клиника получает втрое больше, чем за вылеченного. Судите сами: если врач добросовестно вылечит МАЛЕНЬКИЙ КАРИЕС — это только одна оплата. А так – два визита к терапевту плюс один к хирургу… Вот и считайте.
И это еще не все: когда по вине поликлиники пациент останется без полудюжины зубов, он пойдет – куда? Правильно: в ортопедический кабинет той же самой поликлиники. Так что выгода поликлинике уже не тройная, а ЧЕТВЕРНАЯ. Ну, а пациент – он и без зубов поживет. Не барин…
Но я – воробей более-менее стреляный. Поэтому, когда доктор завела свою любимую песенку «это у вас затемнение на зубике», я вцепилась в кресло и заявила:
— Я буду жаловаться! В горздрав, в облздрав, в газету, и Министру здравоохранения впридачу! Я вас… Я вам… И не встану, пока не вылечите!
Врач задумалась, но, не желая «терять лицо», молвила:
— Ну, идите на рентген. Если он что покажет…
Рентген показал. Полтора часа очереди, и рентген показал. Именно кариес. И меня стали лечить. При этом бормашина грохотала, как отбойный молоток товарища Стаханова. Вот интересно – почему в частных клиниках стоят бормашины, которые нежно-тихонечко посвистывают, а прикосновения их к зубу – безболезненны и почти неощутимы? А в государственных стоят такие, что голова пациента мотается из стороны в сторону? Такие, которые разносят за раз пол-зуба? А боль такая, что с сердцем плохо делается?
Впрочем, у меня еще куча вопросов.Почему нельзя организовать запись пациентов заранее? Почему даже больная старушка с инсультом и стенокардией должна скакать в четыре утра под дверью клиники в любую погоду? Почему нельзя хотя бы пару скамеек поставить для ее больных ног?
Почему частные клиники работают до восьми вечера и по субботам, тогда как государственные – с 9 до 6 и по субботам отдыхают? У большинства работающих людей, по странному совпадению, рабочий день тоже с 9 до 6. Значит – надо отпрашиваться, ехать с работы через весь город, полдня пропало… Ваше начальство будет в восторге! Неужели нельзя организовать работу так, чтобы в поликлинику попасть можно было после работы?
Мало врачей? А почему так мало врачей, ведь спрос на их услуги вдесетяро больше возможностей клиники? Ах, денег нет? Тогда я поставлю вопрос по-другому. Почему у нас вечно нет денег на самые необходимые вещи – ну, например, на современное стоматологическое оборудование? А потратить из бюджетных денег миллионы на содержание футбольной команды «Томь» — это как? На эти деньги можно было бы построить 20 стоматологических поликлиник с самым современным оборудованием и самыми лучшими бормашинами! И еще осталось бы на много чего полезного! (Например – на доплату врачам, и объявить конкурс – чтобы набрать врачей получше, и чтобы дорожили они своим местом! Дорожили, зная, что потеряют хорошую работу после первой жалобы! Чтобы работали, а не занимались»отфутболиванием» пациентов.) Но вот беда: те господа, что распределяют бюджетные деньги томичей, очень любят футбол… Большие мальчики. Что с них взять…
Они думают о благе томских болельщиков? А о благе больных стариков они не думают? Представьте отца, который на свои цацки-развлекушки, пиво и футбол потратил весь семейный бюджет, а детям и старым родителям не осталось даже на еду, даже на молоко и хлеб… Что вы сказали бы о таком «главе семейства»?
Наши «отцы города», похоже, ведут себя так же…
Да, кстати. С тех пор прошло четыре месяца. Недавно врач частной клиники обратила мое внимание, что тот самый зуб, что я чинила в государственной поликлинике «начал подгнивать под пломбой»… и надо его переделать…
В связи с чем у меня последний вопрос: за качество лечения в государственной клинике у нас кто-то отвечает? Можно ли наказать (а еще лучше – уволить) врача, который халтурит? Вы смеетесь? Я тоже, хотя мне и невесело…
Вера Прокопчук
Фото: rgp-journal.ru