Недавно подписанный 223- ФЗ, регулирующий закупочную деятельность госкомпаний, покажет, кто из них уже сегодня стремится к прозрачному бизнесу и повышению эффективности своей работы.
Этим летом был подписан 223-ФЗ, который регулирует закупочную деятельность компаний с госучастием. В нем прописано, что госпредприятия должны закупаться в соответствии со своим внутренним Положением о закупках. В случае если такового нет – закупочная деятельность корпорации будет регулироваться 94 -ФЗ. Думаю, вряд ли найдутся управляющие, которые по собственной воле захотят работать по принципам закона о госзакупках.
Почему? Приведу наглядный пример. На электронной площадке B2B-Center работают только коммерческие компании, которые априори стремятся сократить издержки, увеличить прибыль, повысить ключевые KPI. По нашей статистике в течение 2011 года эти компании провели менее 1% аукционов, а ведь в аукционах победителем признается тот, кто предложил наименьшую цену. Цифры говорят сами за себя — коммерческим компаниям важны другие критерии помимо цены: опыт работы поставщика на рынке, его деловая репутация, успешно реализованные проекты, одним словом, те параметры, которые обеспечат качественное исполнение заказа и которые, к слову, невозможно выставить при аукционе. А работа по 94-ФЗ в электронном виде предполагает проведение только одной торговой процедуры – аукциона.
Статистика видов торгов от общего числа всех проведенных процедур (в %%)
электронные площадки для торгов госзакупки
Источник: Статистические данные электронной торговой площадки B2B-Center
Поэтому коммерческие компании предпочитают другие виды закупок в электронном виде: запрос цен и предложений, конкурсы, квалификационный отбор, возможность подачи участниками альтернативных предложений, заключение рамочных соглашений и проч. – существует много вариантов эффективного проведения торгов, которые можно использовать при закупке определенных видов продукции или услуг. Необходимость электронных торгов понимают и руководство, и сотрудники многих госкомпаний, поэтому среди них уже сейчас нашлось немало сторонников 223-ФЗ. На данный момент электронные торги— один из лучших способов борьбы с воцарившейся искусственной «неэффективностью» в закупках, которая присутствует во многих организациях. Но в 223-ФЗ есть нюанс, который настораживает сторонников электронных торгов — статья 3 п. 4 закона предусматривает, что Правительство вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме… С одной стороны, это плюс, поскольку обяжет выводить определенную номенклатуру в электронный вид, с другой, если вспомним 94-ФЗ, в подобном перечне в прошлый раз были указаны места (госплощадки), на которых нужно проводить эти торги. Но вероятность такого исхода мала, поскольку государство данным законом хочет добиться открытости торгов, а это позволяют сделать и коммерческие площадки. Да и вряд ли компании-монстры нашей экономики, у которых на первом месте стоит удобство использования и настройка «под себя», сами захотят пользоваться ограниченными в возможностях госплощадками, негибкими к их потребностям.
Руководители предприятий, нацеленные на минимизацию издержек, информационную открытость, целевое расходование средств – будут искать возможности проведения закупок в электронном виде, причем используя не аукционы, а более эффективные виды торгов.
Тогда как идеологи старых, «налаженных» схем, естественно, будут выступать против электронных закупок, продолжая выдвигать против них всевозможные возражения.
Поэтому 223 -ФЗ — это своеобразная лакмусовая бумага. Он покажет, кто из госкомпаний действительно стремится к эффективности, открытости и автоматизации закупок, а также к сокращению «бумажной волокиты» и избавлению от лишней, трудоемкой работы.