Тема абортов – тема болезненная, интимная и, как не крути, государственной важности. Россия переживала разные политические «волны» в отношении к этому явлению. От полной свободы до тотального запрета. И вот опять новый законодательный виток.
Россия стала первым государством в мире, легализовавшим «аборт по просьбе женщины», то есть без медицинских показаний, что произошло в 1920 году. И не только это: открытая в эпоху гласности официальная статистика об абортах засвидетельствовала, что в СССР был самый высокий в мире показатель числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста — около 120.
В дореволюционной России аборт был разрешен только по медицинским показаниям — с целью спасения жизни женщины. Прерывание беременности просто по желанию женщины считалось уголовным преступлением.
«Легализация абортов «по просьбе женщины» — результат нашей советской идеологии. Аборты были запрещены везде в мире. Россия впервые в истории человечества легализовала аборты для всех по желанию, — говорит иеромонах Димитрий (представитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодёжи Московского Патриархата), — В основу был положен марксизм, согласно которому, человек — это только клетки, атомы и молекулы. Души нет, личности нет, совести нет, Бога нет, ничего не страшно, всё можно. А если можно, то, согласно догмату марксизма, человек начинается только с момента рождения, он формируется только общественными отношениями. Пока не родился — его нет. Поэтому идеология Троцкого, идеология Ленина, до сих пор выкашивает страну…» — вот мнение представителя православной церкви.
Впрочем, в 1936 году, спохватившись, что население страны резко сокращается (чему способствовали голод, репрессии, разруха), большевики вводят запрет на аборты. В повороте государственной политики в отношении абортов на 180 градусов наряду с демографическим фактором важную роль сыграл также фактор идеологический. Дело в том, что рост абортов противоречил утверждениям официальной пропаганды о постоянном росте благосостояния трудящихся. Этим же можно объяснить и засекречивание в начале 30-х годов статистики об абортах. Что же – после запрета начинается всплеск рождаемости?
Увы, нет! Резко возрастает число криминальных абортов, производимых в антисанитарных условиях полуграмотными повивальными бабками; резко возрастает смертность женщин от криминальных абортов. Почему? А все просто: под этот запрет не были положены этика, нравственность, ментальность. Запретили – и все! Итог: число криминальных абортов достигало 80 — 90% от общего числа всех абортов.
Очередная легализация произошла только в 1955 году, когда был принят указ «Об отмене запрещения абортов». Число абортов возрасло. Максимального значения в истории нашей страны число абортов достигало в 1964 году — 5,6 млн.
Что мы имеем в настоящее время? Население страны сокращается и стареет. В 2009 году «скорость» вымирания — 250 тысяч человек в год (это официальная оценка, многие эксперты считают, что она занижена.) Падение деторождаемости неизбежно приведет к гибели государства. Любого. Как остановить вымирание? Как повысить рождаемость?
И вот возникает у наших законодателей «свежая» идея – опять ввести запрет на аборты. Сейчас ведется работа над двумя альтернативными законопроектами. Первый готовится в комитете Госдумы по охране здоровья, а второй — группой депутатов, общественных и религиозных деятелей. Второй проект предусматривает резкое ограничение количества абортов в России. Не исключено, что его авторы могут предложить и полный запрет искусственного прерывания беременности без медицинских показаний. Но вот к чему это приведет – большой вопрос.
Есть же в Европе страны, где аборты запрещены, например, Польша. Там этот закон действует уже 15 лет. И что же? Выросло ли население страны? Повысилась ли рождаемость? Ничуть! Рождаемость в Польше – одна из самых низких в Европе. Рождаемость не только не стала расти после 1993 г., а наоборот, продолжила быстрое снижение. За десять лет — с 1993 по 2003 — годовое число рождений снизилось на 143 тыс. или на 29%. Может, дело в отличной контрацепции? Нет, купить контрацептивы в Польше очень трудно, только по рецепту врача. Так в чем же дело? Дело в «абортном туризме»: чтобы сделать аборт полячки уезжают в другую страну, в первой половине 1990-х годов основными направлениям были Украина, Белоруссия, Калининградская область, а сейчас женщины чаще ездят в Германию, Нидерланды, Австрию, Великобританию. Таким образом, можно с горечью констатировать: запрет не решил проблемы – он просто загнал ее в подполье.
Противникам абортов следовало бы понять простую вещь: аборты — не причина сокращения численности населения, а следствие. Следствие, например, тяжелейших жилищных условий, когда молодая семья ютится на съемной квартире, и вынуждена питаться-одеваться на зарплату только одного из супругов, так как вторая зарплата почти полностью уходит на оплату жилья. И если жена из-за беременности уже не может работать – материальное положение такой семьи не просто «ухудшается» — оно становится отчаянным. Но даже если есть собственная «однушка»? Можно ли в таких условиях позволить себе больше одного ребенка?
Запрет абортов проблем не решит, а лишь добавит их на других фронтах, результатом станут:
1. Криминальные аборты (повышение смертности, очередной прирост коррупции)
2. Увеличение количества беспризорников и сирот при живых родителях. Добавим, что дети, воспитанные в детдомах, в большинстве своем пополняют ряды преступников – горько, но это факт. Скажите — нам это надо?
3. Нежеланные, ненужные, нелюбимые дети, к которым родители относятся как к обузе – кем вырастут они? Дети, лишенные любви и внимания… Думают ли об этом авторы законопроекта, мечтающие «загнать железной рукой женщин в счастливое материнство»?
Проблема ведь не в том, что женщины «не хотят рожать». Проблема в другом: нормальные люди адекватно реагируют на ситуацию в стране — рожают столько, скольких могут содержать сами — кормить, одевать, образовывать, без всякой помощи государства. А содержать они, увы, могут не больше одного ребенка. Ограничение жилплощади, жизненных ресурсов, нежелание тесниться, как сельди в бочке – вот причина, а сами аборты – только ее следствие.
И тем не менее…
О вреде аборта для здоровья женщины — здоровья как физического, так и психологического – сказано неоднократно. Даже несмотря на то, что в настоящее время широко практикуются «щадящие» методы, никто не может гарантировать женщине, что это не кончится для нее бесплодием и тяжелыми осложнениями.
Так что авторы грядущего законодательства, как мы можем понять, имеют «добрые намерения» — с одной стороны, проявляя заботу о демографии и будущем страны, а с другой – заботу о здоровье женщин, которые, решаясь на аборт, увы, не всегда представляют до конца последствия этого шага. Некоторые меры, возможно, будут весьма разумными – например, отказаться от аборта в день обращения – и дать женщине 14 дней «на размышления» — вдруг решилась сгоряча, а потом передумает. Рассматриваются поощряющие меры: поднять не менее чем втрое разовое пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности, поддерживать малоимущих беременных (в частности, обеспечение их минимальным набором предметов ухода за новорожденным).
Очень разумным шагом можно считать идею создания института перинатального усыновления, когда мать дает согласие на усыновление ребенка еще до родов (все же лучше – знать, что дитя попадет в хорошие руки любящих приемных родителей, а не в казенную обстановку дома малютки). Другая хорошая мысль — возможность анонимно избавиться от новорожденного, не подвергая его жизнь опасности (по примеру Польши, где создана сеть мест для анонимного приема новорожденных).
Ну, а будет ли от всего этого положительный результат?
Лично мне кажется – если и будет, то небольшой. Почему?
В первую очередь, чего у нас нет, а должно быть — должна быть государственная, доходящая до всех женщин, политика поддержки матерей и семей с детьми. Нормальное пособие на ребенка, а не жалкая насмешка, эквивалент которой – два пакета молока. Защита беременной и находящейся в декрете женщины от увольнения. Гарантированное место в детском саду, изменение системы начисления и выплат алиментов, просвещение, просвещение и еще раз просвещение, причем не только женщин, но и мужчин – об ответственности за себя, за свое здоровье, за любимого человека, за будущих детей. Наши разумные дедушки и бабушки умели «блюсти себя» до свадьбы, а у нас чуть ли не половина браков – «по залёту».
И очень бы хотелось, чтобы государственные мужи бережно-бережно относились к жизни каждого человека, не рассуждая так, что «бабы новых нарожают». Чтобы не падали самолеты, не тонули пароходы, не обваливались аварийные дома; чтобы мать, вырастив сына, не тряслась, что его сделают калекой в армии…
И, быть может, увидев это бережное отношение к человеческой жизни, женщина не скажет, что ей страшно бросать детей в этот жестокий мир? Может, у женщин появится дополнительный стимул подарить миру новую жизнь? Кто знает?
Вера Прокопчук
Фото: www.tass-ural.ru