Для открытия своей студии одного талантра будет мало. Не стоит забывать о материальных затратах.
Мы продолжаем вести разговор о создании модного дома.
Итак, Модный дом создан и работает. Заглянем не в художественную мастерскую дизайнера, а в бухгалтерию и производственные помещения. Сколько и каких специалистов необходимо иметь в модном доме? Приведем примерное штатное расписание небольшого модного дома.
Для покрытия расходов бизнес Модного дома должен приносить за год около 15 млн. руб. дохода. Это довольно оптимистичная оценка издержек. Известные российские модельеры участвуют в международных показах, а также выставляются в шоу-румах Италии. Это весьма дорогостоящие мероприятия.
Многочисленные затраты могут сделать бизнес молодого дизайнера довольно хлопотным, а прибыль может быть куда ниде ожиданий. Рассмотрим конкретный пример.
В процессе нормального функционирования модный дом несет довольно существенные расходы: аренда, ПР, показы, фото-сессии и т.п. Приведем консервативную оценку таких расходов.
Наш молодой дизайнер Елена Ш. по Парижам и Миланам с показами не разъезжает, разве что ездит туда на выставки ткани и фурнитуры. В основном она сидит в своей мастерской и принимает клиентов. Зададимся вопросом – а сколько клиентов может обслужить один модельер в месяц? Опрос действующих российских модельеров показал, что не более 20. Таким образом, за год Модный дом может сшить максимум 240 изделий. Необходимо также учесть два «голодных месяца» — январь и август, когда клиенты Модного дома уходят в отпуск и нарядов не заказывают. Обычно в эти месяцы шьются подиумные коллекции. Поэтому вычтем 40 клиентских изделий. Осталось 200 изделий в год. Теперь разнесем $500,000 расходов в год на 200 изделий. Выходит, что каждое изделие Модного дома должно в среднем приносить около $2,500 дохода. Это означает, что с учетом дорогой ткани и фурнитуры каждое изделие должно стоить клиенту не менее $5,000. Расходы на ткань и фурнитуру, естественно, несет клиент, а приклад, нитки и пр. поставляет Модный дом. В реальной жизни случается брак, отказы клиентов и другие непредвиденные издержки. Может статься, что для покрытия расходов Модного дома средняя стоимость изделия увеличится до $6,000.
Результаты приведенной финансовой арифметики неутешительные:
1) Только для покрытия собственных расходов Модный дом должен каждый месяц шить и продавать около 20 изделий стоимостью $6,000 каждое.
2) Такие продажи не могут быть сезонными, так как большинство фиксированных расходов Модного дома (аренда, зарплата и т.п.) имеет регулярный характер.
3) С другой стороны, структура расходов Модного дома имеет выраженные пики. Например, участие в показах или снятие каталогов. В эти периоды все средства и ресурсы направлены именно на эти события, а на клиентов времени остается мало.
Приведем еще маркетинговые аргументы. Сколько изделий в месяц (по цене $6,000) может заказать клиент Модного дома? Сколько таких клиентов может иметь начинающий (пусть и очень талантливый) российский модельер? Елена Ш. работает в Москве, но даже в столице такое количества клиентов найти трудно. В этом диапазоне цен состоятельный клиент стоит перед выбором – заказать у Елены Ш. или купить D&G? Клиенты, которые в состоянии платить тысячи долларов за платье, часто бывают за границей, где те же D&G стоят в два-три раза дешевле, чем в московских бутиках. Гранды мировой моды являются не столько марками одежды, сколько модными брендами: аксессуары, парфюмерия, обувь, нижнее белье, бижутерия, ювелирные украшения. Все это работает на имидж бренда. Каким образом Елена Ш. может конкурировать с ними? Только уходом в ниши и снижением цены. Снижение цены может быть достигнуто путем увеличения серийности продукции – не индивидуальный пошив, но мелкосерийный. А незанятой нишей могут быть крупные размеры (от 50 до 56) или высокие клиентки. Увеличение серийности приведет к расходам на компьютеризацию, дополнительное оборудование и персонал. Увеличатся расходы на закупку материалов, которые раньше нес индивидуальный заказчик, и риски повесить непроданные изделия на склад. Уход в ниши приводит к дополнительным издержкам – например к необходимости строить дополнительную конструкцию для крупных и высоких клиентов. Издержки при нишевом бизнесе возрастают, а клиентская база уменьшается – придется повышать цены. А Елене Ш, как было показано, необходимо снижать цены. А также увеличивать количество клиентов. Это тупик бизнеса Модного дома? По мнению автора, это тупик бизнес модели Модного дома а-ля-рус! В последующих публикациях будет показаны возможные пути решения этой проблемы.