Томского губернатора стали беспокоить французы. А именно – компания «Веолия Вода», которая в прошлом году выиграла конкурс на управление всем томским водопроводом. По словам Виктора Кресса, «французы начинают остывать», имея в виду, что новые хозяева не торопятся с модернизацией.
В самом деле. ООО «Веолия вода Томск» — это дочерняя структура французского концерна — в начале декабря 2010 года победила в конкурсе по передаче в аренду до 31 декабря 2040 года объектов водоснабжения и водоотведения Томска. Все, кто более-менее пристально следил за процессом, помнят, что последним и важнейшим доводом в пользу «Веолии» стали обещания невиданных инвестиций в городское хозяйство. Если точнее, то, в соответствии с конкурсной документацией, с 2011 по 2040 годы «Веолия» обещала вложить в томский водоканал 6 миллиардов 630 миллионов рублей (пятая часть годового регионального бюджета примерно).
Интересно, что «Росводоканал» — другой участник конкурса – предлагал не менее приемлемые условия аренды. С 2025 по 2040 годы отечественная компания планировала направить 3,5 миллиарда рублей на дополнительные мероприятия по реконструкции сетей. «За этот период мы планируем сократить максимально потери воды в сетях — до 9,9 процента. Сейчас в Томске потери составляют 47 процентов — это критичный уровень», — говорил представитель компании томским журналистам. В общей сложности, согласно представленной на конкурс документации, «дочки» «Росводоканала» в случае победы на конкурсе хотели привлечь кредит «Альфа-банка» на 5 миллиардов рублей сроком на 10 лет.
Но почему-то региональные и городские власти отвернулись от соотечественников в пользу «шарм франсез» — французского шарма или чего еще.
Отрезвление наступило совсем недавно, после того, как на одном из собраний городской думы депутаты утвердили инвестиционную программу «Томскводоканала», согласно которой компания в 2012-2015 годах вложит в модернизацию томского водоканала всего 1,2 миллиарда рублей, причем сделает это за счет томичей и организаций. Также «Томскводоканал» предложил в следующем году… поднять тариф на водоснабжение почти на 2 рубля за кубометр (это 9,6 процента к действующему тарифу) и на водоотведение – более чем на рубль с кубометра (это 8-процентный рост). Удивительно, что новость не произвела резонанса среди потребителей, которых, фактически, дважды обманули: первый раз «Веолия», а второй – власти, которые под белы руки привели в регион этих достойных шевалье.
А ведь предупреждал в свое время депутат городской думы Александр Деев, что ситуация с «Веолией» как две капли воды напоминает приснопамятные «Томские коммунальные системы». Компания была создана в июне 2003 года как дочерняя структура ОАО «Российские коммунальные системы». В 2003 году ТКС и мэрия Томска заключили договор об аренде имущества «Томскводоканала», «Томсктеплосетей» и «Томскгорэлектросетей» сроком на 49 лет.
Настораживает, что ТКС уже в 2005 году получили чистый убыток в размере 230 миллионов рублей. Губернатор Виктор Кресс обвинил коммунальщиков в том, что они не справляются со своими обязанностями и предложил искать замену. «Инвесторов» удалось прогнать из Томска с огромным трудом и серьезным уроном для городского хозяйства. И вот снова. Тот же Деев отметил в эфире радио «Эхо Москвы» в Томске, что никакого отличия между ситуациями 2003 и 2010 годов нет: «Один миллиард двести шестьдесят семь миллионов, которые, якобы, «Веолия Вода Томск» вкладывает в развитие томской коммуналки, – это, я вам ответственно заявляю, деньги томичей, это деньги всех промышленный предприятий города Томска. Я тщетно пытался найти, а где же собственные инвестиции «Веолия Вода Томск», этого абсолютно нет. Триста миллионов, это якобы «Веолия Вода Томск» вложит свои собственные деньги. Но эти деньги она планирует вложить в чисто такие теоретические проекты. Например, построить модель водоснабжения и водоотведения в городе Томске. То есть, это такие гипотетические проекты. Нет реальных километров отремонтированных труб, замены насосов и так далее». По наблюдению депутата, если в конкурсной документации французская компания обещала сократить потери воды почти вдвое, то в инвестиционной программе речь идет всего о шести процентах.
Таким образом, может оказаться, что томская власть вторично наступила на старые грабли.
Андрей Маланов