Избирательная кампания, официально стартовавшая 10 дней назад, не была бы таковой, не будучи ознаменована пусть маленькими, но скандалами. Нынешняя, впрочем, протекает вполне спокойно, без чрезмерных завихрений и потрясений. Во всяком случае, в Томской области. Вроде бы предвыборная борьба, как принято говорить, вступила в решающую стадию, но кто что решает и, главное, кто с кем борется?
Беда в том, что в политической системе современной России оппозиционные партии (плохи они или хороши, если такого рода определения вообще уместны) могут привлечь к себе толику внимания, используя в основном способ, уже испробованный на предыдущих выборах. А именно, лягнув «Единую Россию». Так было в случае с кандидатом Игорем Пучковым («Справедливая Россия»); нечто подобное, хотя и не столь шумное, затеял опытный Василий Еремин («Яблоко»). Ассоциация «Голос» призывает участвовать в проекте «Карта нарушений на выборах», но и там предполагается, что «тревожные сигналы» должны быть направлены против правящей партии…
Так или иначе, Моська, которая лает на слона, априори становится объектом внимания, становится публичной фигурой – пусть на время, пусть на минуту-другую. К тому же у кого-то из наблюдателей может возникнуть мысль, что Моська и впрямь сильна! Да и наш «слон», в отличие от басенного, даже снисходит до того, чтобы реагировать на оппозиционные наскоки, только делает это как-то лениво, больше для видимости…
До выборов в Думу осталось меньше трех недель. И какие бы результаты опросов не выдавали «Левада» и прочие центры, результаты реальных выборов очевидны и предсказуемы. Разброс голосов в один-три-пять процентов не сделает «Единую Россию» менее парламентской и менее правящей. Для партии, список которой на выборах возглавляет беспартийный президент страны, нет ничего невозможного. Кстати, что интересно: Дмитрий Анатольевич, будучи главой государства, и не подумал уйти в отпуск на время избирательной кампании; уж не административный ли это ресурс в действии?!
Но если итог выборов и предрешен – конечно, не с точностью до запятой, — то вовсе не по причине тотальной фальсификации результатов «народного волеизъявления». Любой мало-мальски здравый эксперт докажет, что подтасовка голосов на избирательных участках в принципе возможна, но кардинально изменить расклад сил (читай: количество депутатских мандатов) таким способом нельзя. Лозунг «неважно как голосуют, важно, как посчитают» партии берут на вооружение, когда осознают тщетность своих предвыборных притязаний. И, увы, эти притязания с легкостью становятся тщетными в стране, где государственная власть и правящая партия переплелись настолько, что уже не поймешь, кто под чью дудку пляшет, кто в чьи игры играет.
Кстати, об играх. В России, как известно, недавно появилась новая национальная игра. Называется — «бадминтон». Как случилось, что до последнего времени россияне даже не подозревали, в чем кроется залог нашего личного здоровья и всеобщего благополучия? Момент же истины настал, когда ракетки взяли в свои натруженные руки Медведев с Путиным. Буквально спустя пару дней Министерство образования решило со следующего года повсеместно внедрить бадминтон в школьную программу. Прошло еще две-три недели, и теперь уже Министерство обороны (очевидно, не столь поворотливое) планирует закупить 10 тысяч ракеток для военнослужащих. Причем распространить чудесную игру постепенно планируется на все воинские части без исключения. Регулярные броски волана через сетку, несомненно, будут чрезвычайно способствовать укреплению боевого духа нашей армии…
Вообще, при ближайшем рассмотрении бадминтон раскрывается не только с точки зрения практической пользы для здоровья, но и, так сказать, со своей символической стороны. Не правда ли, когда премьер-министр и президент слаженно (на то и тандем!) перебрасывают туда-сюда воланчик, процесс этот напоминает передачу власти от одного к другому? Премьер — президент, президент – премьер… Подобные игры увлекают, наверное. Знать бы еще, на что играют?
Лина Лосева