Актуальное

Спокойствие не есть равнодушие

11:06 / 13.12.11
10584

Политический обзор.

Мы в социальных сетях:

Спокойствие не есть равнодушие

 

Громкие протестные события минувшей недели, безусловно, затмили все прочее. Но все же напомню томичам, что 12 декабря отмечался государственный праздник — День Конституции РФ. Правда, к подавляющему большинству официальных праздников современной России у сограждан, увы, отношение скептическое, особенно если они не отмечены в календаре красным цветом и не являются выходными.

 

В контексте акций протеста, прокатившихся по стране 10 декабря, могла быть особенно востребована статья 31 Конституции РФ, согласно которой граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Однако согласно части 3 статьи 55 Основного закона права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом; именно такие ограничения предусмотрены ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Это к вопросу о легитимности протестных акций.

 

Итак, 10 декабря в Москве, на Болотной площади, прошел общегражданский митинг против фальсификации результатов выборов в Государственную Думу РФ численностью в десятки тысяч человек (по данным ГУ МВД столицы, участие в нем принимали около 25 тысяч граждан; организаторы митинга оценили число участников в 40 тысяч; позже была озвучена цифра в 85 и даже 100 тысяч). В Томске количество участников митинга на площади Ново-Соборной тоже варьируется — скорее всего, ближе к истине цифра в две-две с половиной тысячи человек. Но, по любым оценкам, события 10 декабря — самое массовое выражение народного протеста в России, начиная с 1993 года. Плюс – первая столь явная демонстрация силы российского Интернет-сообщества.

 

Широко озвучены требования, выдвинутые участниками митинга в Москве: немедленное освобождение политзаключенных; отмена итогов фальсифицированных выборов; отставка Чурова и расследование его деятельности; расследование всех фактов фальсификаций на избирательных участках; регистрация оппозиционных партий; проведение открытых и честных выборов. Не все эти требования равнозначны; впрочем, сама ситуация, когда протестные настроения нарастали как снежный ком, не дала возможности продумать формулировки. На это у организаторов митингов просто не было времени, тем более что сама эта организация проходила исключительно через социальные сети. Здесь не до выверенных фраз. К тому же масла в огонь подлило задержание полицией активистов, сразу после выборов вышедших в Москве на несанкционированное шествие. Их, приговоренных к различным срокам административного ареста, и называют сейчас «политическими заключенными», даже «узниками совести».

 

Более глобальные требования касаются отмены фальсифицированных выборов, хотя, по логике, все-таки следовало бы сначала расследовать все ставшие известными факты фальсификаций. И уже затем, соответственно результатам, требовать дальнейших действий. Ведь даже самому ярому оппозиционеру (а это определение отнюдь не означает только принадлежность к т.н. системной оппозиции) должно быть ясно, что действующая власть не пойдет на отмену состоявшихся выборов. И регистрация партий, помимо ныне зарегистрированных, никак не может быть делом одного дня. Даже при благоволении властей, что крайне сомнительно. Что до отставки Владимира Чурова, право, не этот «волшебник» из избиркома — причина всех выборных бед. Это уж скорее марионетка, отлично вжившаяся в ту роль, которая отведена ей «хозяевами»…

 

Спустя пару дней эйфория от происходящего немного развеялась, а вот чувство причастности к общему и важному делу – осталось. Как впрочем, и огромное количество вопросов. На которые митинг, даже объединивший в протестном порыве десятки тысяч россиян, не способен дать реальных ответов. 

 

Ответ же президента на субботние митинги в России появился в социальной сети Facebook — там же, где и группировались протестанты. На своей странице Медведев написал: «Я не согласен ни с лозунгами, ни с заявлениями, прозвучавшими на митингах. Тем не менее, мною было дано поручение проверить все сообщения с избирательных участков, касающиеся соблюдения законодательства о выборах». Реакция, конечно, слабенькая. Впрочем, каков глава государства (пока еще кое-как действующий), такова и реакция.

 

Второго участника властного тандема должно было вроде насторожить, что по всей России народ на площадях не только выступал за честные выборы, но и требовал отставки Путина. Но, очевидно, для Владимира Владимировича этот протест – не повод отказаться от президентского кресла.

 

…Тем временем представители оппозиции и в Москве, и в Томске уже подали в мэрию уведомления о проведении 24 декабря митинга против нарушений на выборах в Госдуму РФ. «Первый тур» прошел не то что на редкость, а просто исключительно, небывало спокойно. Удастся ли и во «втором туре» сохранить это хрупкое внешнее спокойствие, за которым – бурлящая масса народного возмущения?

 

Лина Лосева