Признаться, мне всякий раз хочется начать свой обзор с чего-нибудь хорошего. Ну, например: 19 февраля в селе Подгорном открыли новый Центр культуры и досуга. Или так: с новоселья начался 2012 год для 30 семей молодых ученых и сотрудников институтов Томского научного центра СО РАН…
Но приходится обрывать себя на полуслове, потому что обзор этот – политический, и таков уж наш менталитет, что само упоминание слова «политика» автоматически влечет метание гневных громов и молний во все стороны. Даже если они не попадут в «яблочко», как минимум одна цель будет достигнута: материал получится в той или иной степени злобным. Что и требуется.
Между тем вчера губернатор Виктор Кресс провел пресс-конференцию. (Вот, кстати, предмет для сарказма, ну, как минимум, для иронии: до 17 марта будут сосуществовать два губернатора Томской области, один пока в пределах родного региона, другой, «наделенный полномочиями» Сергей Жвачкин, — вне его. Чтобы, как бы это помягче выразиться, не толкаться… частями тела на вверенной территории).
Виктор Мельхиорович никогда особенно не блистал красноречием, как, скажем, прирожденный спикер Борис Мальцев; зато он честен, насколько вообще может быть честен политик, руководивший областью 20 с лишним лет. «Я – исполнитель, — сказал о себе Кресс под занавес карьеры и добавил: — Нужно искусство (чтобы руководить регионом. – Л.Л.), как и закон не нарушить, и дело сделать. В этом я спец!» Ну, еще такую фразу произнес, когда его спросили о преемнике, — тоже вроде простецкую, но с характерной крессовской хитринкой: «Я не знаю губернатора Жвачкина. Вот вместе с вами и увидим».
Начал Сергей Анатольевич с того, что на прошлой неделе вместе с руководителями ОАО «Роснефть» и «Газпром нефть» в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина подписал с футбольным клубом «Томь» соглашение о сотрудничестве по его развитию. В смысле, по развитию клуба, а не Путина. Премьер-министр, тот уже развился так, что дальше практически некуда, только в президенты…
Поскольку обзор, как мы определились, предполагает изрядную дозу злопыхательства, отмечу два момента. Первый: подписание договора о чудесном избавлении неудачливой команды от финансового краха наверняка добавит электорального признания Путину в Томской области. И второй: вливание очередных десятков миллионов (да-да, не бюджетных, я в курсе!) в бездонную яму футбольного клуба, судя по скорости подписания документа, — одна из первоочередных, если не самая-самая главная проблема Томской области. Да и ту, по чести сказать, фактически решил Кресс, Жвачкину оставалось лишь подмахнуть готовый договор.
А впрочем, не возьму греха на душу: Сергея Жвачкина область принимает в целом благосклонно. Может, именно по той причине, которую выше озвучил Кресс? Но все равно, кто-то же с ним общался, работал — не один лишь Мальцев, который рассказывал об этом просто взахлеб! Видимо, вновь срабатывает привычный шаблон: если человека (нового губернатора!) не поливают потоками грязи, что-то здесь не так. Неправильно. Да он заведомо должен быть плох!.. Слава богу, если не так.
Еще один постулат, который вызывает сомнение именно своей безапелляционностью: «Выборы 4 марта уже незаконны!» — прозвучало в пятницу на встрече с представителями московской «Лиги избирателей». Татьяна Лазарева, Сергей Пархоменко и еще несколько человек прибыли в Томск на самолете, как и пристало «летучей команде». Идея «агитпоезда» не сработала технически, да, может, и к лучшему; сразу возникли ассоциации – то ли «наш бронепоезд», который стоит на запасном пути, то ли агитпароход из романа «12 стульев». Однако почему же выборы вот так сразу и окончательно незаконные, задаю я запоздалый вопрос москвичам? Потому что «учительница Марья Ивановна» из председателя избирательной комиссии вдруг превращается в вурдалака – о, ужас! – и начинает вбрасывать бюллетени в урны? (Это журналист Пархоменко в таких сумеречных красках живописал кошмары дня выборов перед коллегами-томичами). А я — не верю. Мне за всех теть Маш обидно!
Иногда, и я об этом уже как-то писала, комментарии на сайте бывают выразительнее всяких аллюзий. Вот одно из таких едких замечаний в связи с пребыванием в Томске «летучей агитбригады»: «vova1957 «Миссионеры» прибыли в «Африку» с бусами, железными гвоздями, цветными ленточками, … — «просвещать аборигенов». Странный это город — Москва. Мутанты. Один теплоход с томскими врачами, уходящий летом «на севера» Томской области с целью профилактики деревенских жителей, стоит тысячи этих «агитбронепоездов»».
Можно еще на авто покататься под лозунгом «За честные выборы» или принести на площадь игрушки и устроить «нано-митинг» — и то, и другое происходило в прошлые выходные. Не забыть только за всеми этими вокруг-да-около-выборными игрищами главное: прийти 4 марта на избирательный участок.
Лина Лосева