Славная, спокойная выдалась минувшая неделя. Политических пикетов в Томске не случилось; начались бытовые (против перепланировки квартир, например), но это не наш профиль.
Из тех событий, которые можно, пусть с натяжкой, отнести к политической жизни, вяло муссировалось решение губернатора Томской области продлить контракты со всеми своими заместителями на три месяца. Будто все с вожделением ждали, что Сергей Анатольевич одномоментно даст им всем пинком… Пардон, разом отправит всех в отставку.
Между тем Сергей Жвачкин своим комментарием открыл новый раздел на пока старом официальном сайте обладминистрации. «На мой взгляд, – заметил губернатор, – очень важно не просто информировать население о действиях главы региона, но и разъяснять мотивы, которыми он руководствуется, говорить о причинах, которыми вызван тот или иной управленческий шаг. Надеюсь, это позволит сделать работу областной власти более открытой и понятной». Означает ли это, что губернатор считает деятельность бывшего главы региона Виктора Кресса и его администрации недостаточно «открытой и понятной»? В любом случае, публичная заявка на открытость сделана.
В столичных сферах все не так тихо и спокойно. Однако, с вашего позволения, я обойду тему публичных акций «за» и «против», прошедших в Москве, и сосредоточу внимание на делах партийных. Государственная Дума РФ в пятницу единогласно приняла закон об упрощении процедуры регистрации политических партий, и дело это, согласитесь, нешуточное.
Итак, новый закон снижает минимальное количество членов партии, необходимое для ее регистрации в Минюсте, с 40 тысяч до 500 человек. В восемьдесят раз! Кроме того, в результате депутатских поправок утвержден запрет на регистрацию «партий-клонов» – с использованием широко известных названий политических партий и общественных организаций. К примеру, если вы захотите зарегистрировать «Комнатную Партию Романтичных Флегматиков» или «Лигу Друзей Пенсионной Реформы», ваш номер не пройдет: эти аббревиатуры уже используются, сами знаете кем.
Теперь документ должен утвердить Совет Федерации и подписать президент Дмитрий Медведев. Предполагается, что закон будет подписан уже в апреле. Дальше откладывать просто некуда: в начале мая произойдет смена глав государства, а законопроект о партиях – это прощальный привет именно Медведева-президента. Более того, вопреки обычной практике, закон вступит в силу сразу, со дня его официального опубликования. Изначально планировалось дать старт этой политической новелле с 1 января 2013 года, однако, как пояснили в думском комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций, такое изменение сроков позволит новым партиям уже осенью участвовать в региональных выборах.
Многих депутатов поначалу не на шутку испугала предложенная президентом норма численности партий в 500 человек. И то сказать, в 1995 году для создания политической партии и участия ее в выборах необходимо было 10 тысяч членов и 200 тысяч подписей в поддержку, но даже при столь жестких параметрах в парламентских выборах тогда приняли участие 43 избирательных объединения. (Кстати, этот пункт – о создании избирательных объединений и блоков – в нынешнем законопроекте не прошел). Но профильный комитет Госдумы стоял на страже президентской концепции, и все сомнения депутатов были отметены. Проголосовали единогласно, голубчики!
В очереди на регистрацию в Минюсте уже теперь значится более 70 партий всех мастей и калибров. Какие политические силы могут появиться в России в ближайшем будущем? От серьезных – до совершенно курьезных. Так, первый президент СССР Михаил Горбачев намерен инициировать воссоздание Российской объединенной социал-демократической партии, которую он возглавлял несколько лет назад. С этим все понятно. Бывший замглавы Росприроднадзора, экс-префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь решил создать политическую партию под названием «Альянс Зеленых». Ну, допустим. А вот активисты незарегистрированной «Партии любви» намедни в полуголом виде искупались в знаменитом фонтане московского ГУМа; сомнительно, что таким вот весельчакам тоже обеспечено светлое партийное будущее…
Впрочем, обойдемся без драматизации: жизнь, как обычно, все расставит по местам. Партийная пена, возможно, нахлынет поначалу, но обрести реальную политическую силу смогут лишь единицы. Вон, в США тоже многопартийная система, и партий там несколько десятков, а на слуху только две, республиканская и демократическая. А у нас в российской Думе шестого созыва их четыре; чем не демократия?
Лина Лосева